19 августа 2015 г.

Психологическое сопровождение перехода на новые образовательные стандарты в системе дошкольного образования Донетчины

Сегодня много говорят о необходимости улучшить качество предоставляемых образовательных услуг, модернизировать образование таким образом, чтобы развитие и воспитание подрастающего поколения отвечало самым передовым стандартам и требованиям мирового уровня. 

Безусловно, осуществить это невозможно без качественной психологической поддержки и амортизации переходного периода, без модернизации самих методических служб системы дошкольного образования.

Анализ и изучение методических проблем переходного периода показывает, что в структуре модернизации дошкольного образования традиционно можно выделить три самостоятельных этапа: организационно-подготовительный, информационно-аналитический и этап моделирования, планирования и внедрения конечного результата. При этом, каждый этап предполагает не только конкретное содержательное наполнение, но и необходимость организации тесного сотрудничества в системе «методическая служба - образовательное заведение». Огромная роль отводится методическим психологическим службам системы дошкольного образования, так как именно им предстоит решить ряд важных практических задач, связанных с переходом на Государственные образовательные стандарты 2015-2017 гг.

Так, сотрудниками кафедры менеджмента образования и психологии Донецкого ИППО, старшими преподавателями кандидатом филологических наук Евсеевой М.Г., Мазуренко Л.Н., Гаймановой Т.Г., Коваль Н.Н. проведена огромная пилотажно-исследовательская работа по изучению актуальных проблем перехода системы образования Донетчины на новые образовательные стандарты. Удалось выделить ряд важных задач, которые предполагается решать силами как методической психологической службой дошкольного образования города/района, так и самих практических психологов дошкольных образовательных организаций на местах:
  • формирование банка нормативной документации;
  • анализ результатов мониторинга;
  • составление оперативных рекомендаций по устранению трудностей переходного периода;
  • создание обновленной концепции работы психологической службы дошкольной образовательной организации;
  • создание концепции психологической амортизации перехода образовательный организации на новые образовательные стандарты;
  • формирование сети мероприятий для улучшения показателей стартовой мотивации участия педагогического коллектива, семьи как субъектов оказания помощи образовательной организации заведению при переходе на новые образовательные стандарты;
  • создание психологического консультативного пункта по вопросам помощи в адаптации педагогического коллектива, родителей к новым образовательным стандартам.
Необходимо отметить, что в образовательных организациях не всегда может быть в наличии хорошо укомплектованная квалифицированными профессионально подготовленными кадрами психологическая служба. Поэтому огромная роль отводится созданию интерактивной сети взаимодействия «детский сад» - «методический кабинет», главной задачей которой должна стать всестороння методическая и научно направляющая поддержка дошкольной образовательной организации методической образовательной службой города/района. 

Данная помощь предполагает предоставление информационных, диагностических и тренинговых баз данных, подбор и назначение специалистов из числа квалифицированных консультантов, практиков, аналитиков, работающих в методических службах города/района, которые способны не только сами провести занятия по психологическому стимулированию и амортизации перехода на новые образовательные стандарты, но и научить более молодых и менее опытных коллег, показать и передать им опыт в случае отсутствия квалифицированных психологов на местах в образовательных организациях.

Однако, методическая модернизация предполагает также и тесное сотрудничество методических психологических служб не только с образовательными организациями на местах, но и с курирующими кафедрами и подразделениями Донецкого ИППО. Так, кафедрой менеджмента образования и психологии (заведующая кафедрой Некрасова И.Н., кандидат психологических наук, доцент) в тесном содружестве с отделом дошкольного образования (заведующая Губанова Н.В.) запланировано оказание методической практической помощи педагогам-дошкольникам, руководителям дошкольных образовательных организаций, методических служб системы дошкольного образования в рамках работы Августовской педагогической студии «Проблемы и перспективы развития дошкольного образования». В режиме вебинара проведено расширенное секционное заседания на тему «Психологическое сопровождение перехода на новые образовательные стандарты в системе дошкольного образования Донетчины» (спикер секции Некрасова И.Н.). Секционное заседание пригласило к работе заведующих (директоров) МК (МС), руководителей дошкольных организаций образования, педагогов дошкольного профиля и всех тех, кто интересуется проблемами обновления дошкольной образовательной отрасли.

Кафедра менеджмента образования и психологии