28 августа 2015 г.

Учителя-словесники учатся у учителей-мастеров

Позитивный мыслитель видит невидимое,
чувствует неосязаемое и достигает невозможного.
Уинстон Черчилль
Завершили работу курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по проблеме «Формирование коммуникативной культуры ученика-билингва в процессе обучения русскому языку».

Содержание модулей было направлено на определение приоритетных направлений и изучение стратегии развития республиканской системы образования, методологических и дидактических основ современного педагогического процесса. Особое внимание было уделено Государственным образовательным стандартам и новым учебным программам. Содержательный контент курсов включал следующие аспекты: обмен творческим опытом, активизация самостоятельной работы педагогов, развитие мотивации к профессиональному совершенствованию и личностному развитию слушателей; формирование портфолио и методического кейса учителя-словесника, обучающего учеников-билингвов. Такой образовательный маршрут прошли учителя русского языка и литературы вместе с преподавателями кафедр Донецкого ИППО.

С учителями-словесниками работали два учителя-мастера: Лутова Т.А. (учитель Донецкой специализированной школы № 18 с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла, победитель первого конкурса профессионального мастерства «Педагогический Х-фактор» в номинации «Русский язык и литература», победитель Всеукраинского конкурса «Учитель года» в номинации «Русский язык») и Данилова И.Н. (заместитель директора по УВР Торезского лицея «Спектр», руководитель городского МО учителей-словесников, руководитель творческой группы по разработке учебно-методического обеспечения курсов «Русский язык» и «Литература»). Эти словесники являются соавторами новых учебных программ по русскому языку и литературе.

"Технологическая компетентность учителя-словесника. Формирование языковой личности учащегося-билингва средствами внедрения инновационных педагогических технологий на уроках русского языка" – модуль, участниками которого стали учителя русского языка и литературы. Тренинг, предложенный Даниловой И.Н., дал возможность филологам отработать инновационные технологии, методы, приёмы и повысить методическую культуру. Слушатели курсов стали участниками настоящей творческой мастерской мастера.

Модуль "Формирование языковой личности ученика-билингва средствами субъективизации на уроках русского языка и литературы" представила учителям-словесникам Т.А. Лутова. Мастер познакомила слушателей курсов с моделью языковой личности, напомнила составляющие языковой компетентности, технологию формирования языковой личности средствами субъективизации, а также провела практикум с применением определённых методов и приёмов («лингвистический конструктор», «лингвистическая пятиминутка», «лингвистическая селекция», «текстовый полуфабрикат», «термометр рефлексии» и др.) на мобилизующем этапе урока, этапах объяснения нового материала и закрепления, а также в ходе работы с текстом. Татьяна Анатольевна на конкретных примерах убедила учителей в том, что самостоятельная формулировка заданий в соответствии с темой урока мотивирует школьников глубже проникать в суть изучаемых языковых категорий и явлений, оценивать их с различных точек зрения, акцентировать внимание на разнообразных языковых аспектах.

Словесники подготовили курсовой проект: сформировали методический кейс учителя русского языка и литературы, работающего в условиях внедрения новых образовательных стандартов и новых учебных программ. Свидетельство о повышении квалификации стало подтверждением качества учебной и самообразовательной подготовки учителя.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы