14 сентября 2015 г.

Игровые технологии в процессе внедрения Государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Внедряем новые стандарты!

Реализация Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предусматривает новые подходы в обучении. Педагогический поиск учителя-практика всегда должен опираться на достижения современных учебных технологий, направленных на развитие творческих сил, способностей и наклонностей личности. Это необходимо как опытному педагогу, так и молодому специалисту. 

Отдел украинского языка и литературы Донецкого института последипломного педагогического образования с целью ознакомления молодых филологов с научно-теоретической основой игровых технологий и спецификой их применения при изучении украинского языка и литературы в аспекте реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования проводит очередное заседание Клуба игровых технологий.
 
Заседание пройдет на базе Донецкого института последипломного педагогического образования 17 сентября 2015 г. (пр. Мира, 10, ауд. №2). Начало мероприятия в 10.30. 

Участники Клуба (слушатели курсов повышения квалификации, молодые учителя украинского языка и литературы) рассмотрят следующие вопросы:
  • Командные игры как фактор воспитания ответственности (Савченко М.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования).
  • Технология геймификации как инструмент практической реализации Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Мищенко Н.Ю., методист Центра международной интеграции).
  • Викторина как метод игровой технологии (Бараненко В.В., учитель украинского языка и литературы Макеевской ОШ № 59).
Участникам представится возможность принять участие в тренинге «Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках украинского языка» (Суркова Н.А., методист Центра воспитания и развития творческой личности), мастер-классе «Леся Украинка «Лісова пісня» (Бараненко В.В., учитель украинского языка и литературы Макеевской ОШ № 59), дискуссии. Все участники Клуба получат пакеты презентаций, методические разработки тренинга, мастер-класса и массу позитивных эмоций. 

Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия непринужденности и заинтересованности у всех обучающихся позволяет учителю использовать дополнительные возможности (например, применение технологии «геймификация») для развития способностей каждого ребенка. Мищенко Н.Ю., методист Центра международной интеграции рассматривает технологию геймификации как один из инструментов практической реализации Государственных образовательных стандартов.

Геймификация, либо в других источниках можно встретить понятие «игрофикация», что одно и то же, – использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве, с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлеченности в образовательный процесс, формирование устойчивого интереса к решению прикладных задач. Суть «геймификации» образовательного процесса состоит в том, чтобы использовать склонность ребёнка к игре как ключ к вовлечению в процесс обмена и потребления информации.

Геймификация учебного процесса тесно связана с компьютерной игрой, когда за каждое правильно выполненное задание участнику начисляется определенное количество баллов, которыми игрок распоряжается по своему усмотрению. В компьютерных играх даже самые рутинные действия воспринимаются не с такой неприязнью, как в жизни. Ребенок не боится ошибиться, в то же время он знает, что ему нужно что-то выучить, что-то прочитать, выполнить хорошо задание, и только в этом случае он заработает нужное количество баллов. Таким образом, с правильным подходом мы мотивируем учащихся, вызываем у них интерес, вовлекаем в учебный процесс.

Так как «геймификация» основывается на компьютерных играх, выделяются следующие основные игровые элементы:
  • баллы (начисляются за выполнение задания);
  • уровни (характеризуются общим развитием игрока, его мастерством и опытом, например, уровень «Мастера» или «новичка»);
  • бонусы (одна из форм поощрения, выдается дополнительно от награды);
  • награда (выдается за выполнение серии заданий);
  • прогресс (направление, развитие от низшего уровня к высшему. Можно проследить по количеству начисляемых баллов в рейтинговом списке либо по достигнутому уровню);
  • рейтинговый список (список игроков. На первом месте игрок с большим количеством баллов, на последнем месте с наименьшим количеством баллов). Таким образом, у ученика на каждом этапе обучения есть шкала прогресса, отображающая его положение в текущем семестре (либо изучаемой теме). Он всегда знает, сколько прошел и сколько ему предстоит выполнить заданий.
Во внутреннем (содержательном) плане «геймификация» во многом сходна с традиционной игрой, но имеет и принципиальные отличия.

Во-первых, многие задания («квесты») строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».

Во-вторых,
такая «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. Можно выбирать уровень сложности задания.

В-третьих, многие задания, в отличие от традиционных, содержат элементы случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны, неожиданности, чуда. Как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи. Случайно возникающими, динамично изменяющимися даже внутри одной игры, чего не бывает в играх традиционных.

Использование методов геймификации при проведении занятий помогает удовлетворять индивидуальные запросы каждого ребенка в учебной деятельности при высоком эмоциональном уровне. Технология «геймификация» позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Применение техники «геймификация» делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Технология «геймификация» на основе компьютерной игры, в отличие от других видов игр, позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества. Все это ведет к способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. 

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому им нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. 

Таким образом, игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными и внимательными. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности. 

Надеемся, что и это заседание Клуба поможет молодым филологам усовершенствовать свои знания и практические умения, а также посодействует новым открытиям.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы