25 сентября 2015 г.

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и в стремлении к росту, самосовершенствованию. 

Педагог ХХI века - это:

  • гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • владеющий навыками отбора наиболее эффективных приемов, средств и технологий обучения и воспитания для реализации поставленных задач и организации рефлексивной деятельности.
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. 

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное, заочное, на курсы повышения квалификации, семинары, тренинги.  

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Инновационные направления методической работы
  • маркетинговое: изучение спроса педагогов;
  • информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды;
  • социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;
  • научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно-экспериментальную работу;
  • психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов;
  • управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.
Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в общеобразовательной организации определенные условия. Диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагога, их потребности. После тщательного их анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями, создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности учащихся), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Среди мотивов профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и другие.

Условиями профессионального роста педагога являются:
  • самообразовательная работа по определенной теме,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • обзор в Интернете информации по теме,
  • посещение семинаров, конференций, тренингов, уроков коллег,
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами,
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации,
  • проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег,
  • изучение информационно-компьютерных технологий,
  • общение с коллегами,
  • участие в конкурсах,
  • размещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций, развивать потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, повлияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин