12 октября 2015 г.

Каким должен быть современный урок математики в условиях реализации новых Государственных стандартов?

Согласно закону ДНР «Об образовании», с учетом возможностей и потребностей личности допускается выбор и сочетание различных форм получения образования. Однако классно-урочная система, в течение нескольких столетий являющаяся самой распространенной формой обучения, сохраняет свои позиции и в настоящее время. Таким образом, основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе остается урок.

Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок – это не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все методические возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Урок математики обладает рядом специфических особенностей:
  • Содержание урока математики не является автономным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.
  • В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.
  • При обучении математике должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно подготовить образованного современного человека.
  • Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
  • Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики.
Основные пути совершенствования урока математики в современной школе:
  • Усиление целенаправленности деятельности учителя и обучающихся на уроке: мотивация обучающихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.
  • Осуществление четкой организации каждого урока от первой до последней минуты: планирование каждого урока таким образом, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути, ведущие к поставленной цели.
  • Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности обучающихся: применение на уроке методов и приемов проблемного обучения; организация самостоятельной работы обучающихся с различными источниками информации.
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Степень интенсивности учебного труда зависит от эффективности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки обучающихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и т.п. В то же время не следует понимать под интенсификацией стремление решить как можно больше задач, выполнить как можно больше различных упражнений. В математике, как ни в каком другом предмете, важно не количество, а качество.
  • Совершенствование типологии и структуры урока. Использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки.
Мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью обучающихся, их интеллектуальным развитием.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел математики