26 октября 2015 г.

В чем сущность витагенного обучения?

Внедряем новые стандарты!

Для реализации современных требований Государственного образовательного стандарта необходимо создать благоприятную образовательную среду, учитывающую социальные и индивидуальные особенности детей, их интересы и имеющийся жизненный опыт.

Все прогрессивные образовательные технологии в той или иной мере направлены на реализацию идеи перехода от традиционной логики трансляции знаний в готовом виде к активному приобретению и творческому восприятию знаний. Учащиеся легче усваивают те знания, в которых видят личностный смысл, которые представляют для них практическую ценность и выступают как средство достижения жизненных целей. Такие знания и составляют витагенный жизненный опыт.

В работах С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской, А.С. Белкина и других витагенный опыт учащихся рассматривается как условие успешного и сознательного овладения научными знаниями и преодоления формализма.

На рубеже ХХ века идея опоры на жизненный опыт учащихся разрабатывалась в контексте дидактических поисков, включавших обращение к эмоционально-личностной сфере человека. И.С. Якиманская, трактуя личностно-ориентированное обучение, исходит из признания уникальности субъективного опыта ученика. Признает, что в образовании происходит «встреча» задаваемого и субъективного опыта, своеобразное окультуривание последнего, его обогащение, приращение, что и составляет вектор индивидуального развития. Наиболее полно роль жизненного опыта личности в образовательном процессе отражена в теории витагенного обучения А.С. Белкиным. 

Витагенное обучение – это направление в дидактике, построенное на актуализации информации, отражающей витагенный жизненный опыт личности с последующим использованием его в образовательных целях. Ценность такого обучения состоит в том, что оно может быть применимо как в традиционном образовании, так и в инновационных моделях обучения.

Учет жизненного опыта учащихся может служить целенаправленному руководству процессом формирования научных понятий, способствовать преодолению и корректировке имеющихся неверных представлений и житейских понятий, совершенствованию методов интеллектуальной деятельности учащихся.

Работа с использованием витагенной технологии как одной из компетентностно-ориентированных технологий обучения позволяет учителю:
  • осознать себя полноправной личностью и учиться видеть и уважать личность в других;
  • отказаться от деления учащихся на «сильных» и «слабых»;
  • перейти от формулы «я тебя учу, как хочу» к алгоритму «мне интересно, что ты думаешь»;
  • не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать;
  • каждый обучающийся имеет право на собственную образовательную траекторию для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин