19 октября 2015 г.

Какова роль дополнительного образования в развитии творческих способностей личности обучающегося?

Внедряем новые стандарты!

В стандарте государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» на 2015-2017 гг. отмечено следующее: «Содержание дополнительного образования направлено на создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, профессионального самоопределения, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга».

Необходимость полного цикла образования обусловлена новыми требованиями к образованности человека, которая сегодня определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Возрастание потребности в творческих, активных личностях обусловлено ускорением темпов развития современного общества: на протяжении жизни одного поколения происходят неоднократные и крупные изменения в политической карте мира, в производстве, сфере потребления и в образе жизни.

Школа и внешкольное учреждение различны по формам организации ведущей деятельности ребенка, по характеру общения детей и взрослых, по вариативным возможностям достижения ребенком успеха в досуговой сфере. Однако они не вступают в противоречие, так как общая цель воспитания обеспечивает дихотомию целого - важного принципа функционирования открытых воспитательных систем. Признаком, разграничивающим учреждения как две системы, является наличие в воспитательной системе учреждения дополнительного образования иных, нежели в учебных заведениях, законов, определяющих ее функционирование: ориентация на интерес и потребности ребенка, защита автономии личности, добровольность участия, свобода выбора деятельности, сотворчество и сотрудничество взрослых и детей. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии. 

Выделяют особенности дополнительного образования, заключающиеся в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей; в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы; в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку); в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога; в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ; в возможности получить допрофессиональную подготовку. 

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. В стандарте государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» на 2015-2017 гг. выделены следующие: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, экономико-правовое.

Дополнительное образование, существующее как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность обучающемуся искать, выбирать, использовать творческие способности, развитие которых является одним из факторов, способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности