3 ноября 2015 г.

Готовимся к школьной олимпиаде по математике

Внедряем новые стандарты!

Одной из важнейших задач олимпиады на начальных этапах является развитие интереса у обучающихся к математике, формирование мотивации к систематическим занятиям математикой на занятиях кружков и факультативов, повышение качества математического образования. Важную роль здесь играет свойственное подростковому периоду стремление к состязательности, к достижению успеха. Квалифицированно составленные математические олимпиады являются соревнованиями, где в честной и объективной борьбе обучающийся может раскрыть свой интеллектуальный потенциал, соотнести свой уровень математических способностей с уровнем других обучающихся школы.

Кроме того, привлекательными для участников являются нестандартные условия задач, предлагаемых на олимпиадах. Они заметно отличаются от обязательных при изучении школьного материала заданий, направленных на отработку выполнения стандартных алгоритмов и требуют демонстрации креативности участников олимпиады. Первые олимпиадные успехи важны для самооценки учащегося, а также в ряде случаев изменения отношения к нему учителей, возможно недооценивавших его способности.

Порядок проведения школьного этапа олимпиады
 
В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся (далее – участник), в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в классах должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым участником. Продолжительность олимпиады должна учитывать возрастные особенности участников, а также трудность предлагаемых заданий.

Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 5-6 классов – 2 урока, для 7-8 классов – 3 урока, для 9-11 классов – 3-4 урока.

По результатам олимпиады создается итоговая таблица по каждой параллели. Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов в своей параллели, признаются победителями школьного этапа олимпиады. Количество призеров школьного этапа определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором городского/районного этапа олимпиады. Призерами школьного этапа олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники, следующие в итоговой таблице за победителями.

Характер заданий
 
Задания школьного этапа олимпиады должны удовлетворять следующим требованиям:
  1. Задания не должны носить характер обычной контрольной работы по различным разделам школьной математики. Большая часть заданий должна включать в себя элементы творчества.
  2. В задания нельзя включать задачи по разделам математики, не изученным по всем базовым учебникам по алгебре и геометрии в соответствующем классе к моменту проведения олимпиады.
  3. Задания олимпиады должны быть различной сложности для того, чтобы, с одной стороны, предоставить практически каждому ее участнику возможность выполнить наиболее простые из них, с другой стороны, достичь одной из основных целей олимпиады – определения наиболее способных участников. Желательно, чтобы с первым заданием успешно справлялись не менее 70% участников, со вторым – около 50%, с третьим –20%-30%, а с последними – лучшие из участников олимпиады.
  4. В задания должны включаться задачи, имеющие привлекательные, запоминающиеся формулировки.
  5. Формулировки задач должны быть корректными, четкими и понятными для участников. Задания не должны допускать неоднозначность трактовки условий. Задания не должны включать термины и понятия, не знакомые учащимся данной возрастной категории.
  6. Вариант по каждому классу должен включать в себя 4-6 задач. Тематика заданий должна быть разнообразной, по возможности охватывающей все разделы школьной математики: арифметику, алгебру, геометрию.
  7. Задания олимпиады не должны составляться на основе одного источника с целью уменьшения риска знакомства одного или нескольких ее участников со всеми задачами, включенными в вариант. Желательно использование различных источников, неизвестных участникам олимпиады, либо включение в варианты новых задач.
  8. В задания для учащихся 5 классов, впервые участвующих на олимпиадах, желательно включать задачи, не требующие сложных математических рассуждений.
Проверка и оценивание олимпиадных работ
 
Для единообразия проверки работ участников в разных школах необходимо включение в варианты заданий не только ответов и решений заданий, но и критериев оценивания работ.

Наилучшим образом зарекомендовала себя на математических олимпиадах семибалльная шкала, действующая на всех математических соревнованиях от начального уровня до Международной математической олимпиады. Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по сумме баллов, набранных участником.

Помимо этого в методических рекомендациях по проведению олимпиады следует проинформировать жюри школьного этапа о том, что:
  1. любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений участника, оценивается степень ее правильности и полноты;
  2. олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при ее выполнении;
  3. баллы не выставляются «за старание участника», в том числе за запись в работе большого по объему текста, но не содержащего продвижений в решении задачи;
  4. победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников, набравших наибольшее количество баллов, поэтому не следует в обязательном порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады.
Рекомендуемая литература для подготовки заданий школьного этапа математической олимпиады
 
Журналы:
«Квант», «Квантик», «Математика в школе», «Математика для школьников»
 
Книги и методические пособия:
  1. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975.
  2. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике (3-е изд., стереотип.). – М.: МЦНМО, 2013.
  3. Довбыш Р.И., Потемкина Л.Л., Потемкин В.Л. Сборник олимпиадных задач по математике в 6 – 8 классе. – Донецк: Каштан, 2005.
  4. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи (8-е, стереотипное). − М., МЦНМО, 2014.
  5. Федченко Л.Я. Сборник задач повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 класса: Книга для учителей и учащихся общеобразовательных школ. – Донецк, 2002.
Кафедра естественно-математических дисциплин
 и методики их преподавания