2 ноября 2015 г.

Какие можно выделить важные условия эффективной деятельности воспитателя группы продленного дня?

Внедряем новые стандарты!

В «Методических рекомендациях для воспитателя группы продленного дня» МОН ДНР отмечает, что важным условием эффективной деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование, в основу которого воспитатель должен заложить следующие приоритетные направления:
  • создание условий для личностного развития учащихся;
  • создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
  • создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Основная задача групп продлённого дня - использовать все материально-технические и организационно-педагогические возможности образовательной организации для развития интересов, индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, раскрытию их личностных качеств, формированию общественной культуры, навыков общения.

Перед общеобразовательной школой, как базовым звеном в системе непрерывного образования, стоит задача - дать всем обучающимся навыки умственного труда, воспитывать потребность в самообразовании, толерантность. Решить такую задачу только в условиях классно-урочной системы невозможно. Жизнь детей вне урока разнообразнее, чем их деятельность на уроке.

Вторая половина дня является органическим продолжением первой. Насколько успешным будет это продолжение, зависит от учителя и воспитателя, работающих в паре. Перспективный план воспитательной работы составляется педагогами совместно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей группы. В нём обязательно должен быть спланирован активный деятельностный досуг, с включением интеллектуально-познавательных игр. Ребёнок должен иметь свободу выбора занятий, которые соответствуют его интересам и возможностям. Именно вторая половина дня дает возможность обучающимся реализовать свою самобытность, творческий потенциал. 

Чётко выработанные единые требования к работе, система, комфортный микроклимат, корректное отношение друг к другу, отсутствие временных рамок - всё это залог успешной деятельности группы продлённого дня. Немаловажное значение имеет личность воспитателя. Наблюдая за поведением ребёнка вне уроков, именно педагог замечает все пробелы в семейном воспитании и может вовремя оказать помощь родителям, подсказать выход из сложной ситуации.

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это имеет для ребёнка большое значение. В воспитательной работе нет пустяков. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно» (А.С.Макаренко).

Воспитатель должен уметь сплотить детей в дружный единый коллектив, пробудить в ребёнке желание жить активной жизнью, найти для каждого соответствующее место в детском коллективе, создать особое воспитательное пространство, в котором ребёнок будет социально защищён.
 
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности