12 ноября 2015 г.

Концепт «счастье», или «всё о жизни»

Нам еще предстоит увидеть "звездное небо"
методической лингвоконцептологии.
Н.Л. Мишатина

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. 

Именно эту инновационную модель организации учебного пространства избрала лауреат первого Республиканского конкурса педагогического мастерства «45 минут славы» Н.Н. Кайдаш, приглашая словесников на открытое занятие.

«Уроки в форме творческой мастерской помогают достичь основных целей филологического образования», – убеждена Наталья Николаевна. Каких именно? Развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи; становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности; воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся; (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений. 

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Тема творческой мастерской, которую проведёт для словесников ДНР Наталья Николаевна 17 ноября (ул. Артёма, 129-а, большой зал), – «Технология работы с концептами русского языка в контексте изучения художественного стиля речи. Концепт "счастье". Создание собственного высказывания на основе прослушанного текста». 

Цели мастерской – развитие стилистической грамотности обучающихся; знакомство концептосферой русского языка; выявление личного языкового и речевого опыта и наполнение этим опытом конкретного концепта; развитие УУД: умение работать в негомогенных парах и группах; воспитание любви к родному языку и словесному творчеству.

Автором проекта "Методическая лингвоконцептология" является доктор пед. наук, профессор кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Мишатина Н.Л. (личный сайт http://mishatinanl.ucoz.com/). Кайдаш Н.Н. адаптировала эту методику и успешно применяет её для речевого развития школьников на уроках русского языка и литературы. Словесник будет использовать текстовые фрагменты из книги М. Веллера "Все о жизни": «все о том, как устроена эта жизнь и этот мир, и почему ты чувствуешь то, что чувствуешь, хочешь то, что хочешь, делаешь то, что делаешь, и с тобой происходит именно то, что происходит». Что такое счастье, в чём оно? Свой диалог со счастьем проведут участники творческой мастерской.

Уверены: будет интересно, полезно и продуктивно!
Приглашаем словесников принять участие в творческой мастерской Натальи Кайдаш!

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы