17 декабря 2015 г.

Каково значение рефлексии на уроке и какие методы и приемы можно использовать в работе с обучающимися?

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Ее цель - уйти с урока не просто с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности для проверки эмоционального состояния. Применяются карточки с изображением лиц (смайлики); цветовое изображение настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например, прием «ТРИ ЛИЦА». Учитель показывает обучающимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Обучающимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Дорисовать в готовую форму смайлика свое «настроение». 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала на уроке, например, прием незаконченного предложения, тезиса; подбора афоризма; рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»; оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «я не знал… - теперь я знаю…»); прием «синквейна». 

Обсуждение того, что узнали, и того, как работали, – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… 

Прием «Плюс-минус-интересно» доктора де Боно можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

В конце урока обучающимся можно предложить написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин