10 декабря 2015 г.

Какие задачи стоят перед мировой системой образования в ближайшие годы?



Всемирный форум по образованию прошел в мае 2015 года в г. Инчхон, Республика Корея. Форум был организован ЮНЕСКО в сотрудничестве с Детским фондом ООН, Всемирным банком, Фондом ООН в области народонаселения, Программой развития ООН, структурой "ООН-женщины" и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

В результате дискуссий, состоявшихся в ходе проведения форума, была принята Декларация "Образование 2030: обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни для всех".

Полный текст декларации: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813m.pdf

Основной приоритет новой стратегии, как следует из Декларации: изменений условий жизни через образование, признание роли образования как основной движущей силы личностного роста и развития в целом. В Декларации подтверждается, что образование - общественное благо, фундаментальное право личности, гарантия и основа реализации иных прав человека, а также признается роль образования в достижении мира и согласия между народами, ликвидации безработицы и бедности.

Практической целью государств-участников Форума, является установление гарантий 12-летнего бесплатного образования, финансируемого за счет бюджетных средств, обеспечивающего равный доступ и надлежащее качество обучение. Как минимум 9 лет из этого срока относится к периоду обязательного образования, а также как минимум один год бесплатного дошкольного образования, направленного на общее развитие ребенка, должен быть доступен всем детям.

В Декларации особое внимание уделяется проблемам трудных подростков и необходимости обеспечить им доступ к школьным занятиям, а также вопросам ликвидации всех форм дискриминации в образовании, в том числе по признаку пола. Только последовательное проведение сбалансированной гендерной политики в образовании позволит обеспечить полное включение всех детей в процесс обучения.

В рамках Форума прошла встреча более чем 150 неправительственных организаций, работающих в сфере образования по всему миру. Участники встречи договорились предпринять все усилия для укрепления гражданского общества как ключевого партнера государства в процессе разработки и принятия правовых и политических решений, направленных на достижение образования для всех на основе равенства возможностей и обучения на протяжении всей жизни.

В результате имплементации решений форума были предложены обновления показателей общемировых целей устойчивого развития:

  • К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики завершали бесплатное, справедливое и качественное начальное и среднее образование, позволяющее добиваться надлежащих и эффективных в контексте Цели 4 результатов обучения.
  • К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественной системе развития детей в раннем возрасте, ухода и дошкольного образования, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.
  • К 2030 году обеспечить равный доступ для всех женщин и мужчин к недорогостоящему и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, в том числе к университетам.
  • К 2030 году значительно увеличить количество молодых людей и взрослых, имеющих соответствующие знания и навыки, в том числе профессионально-технические навыки, для обеспечения занятости, создания достойных рабочих мест и развития предпринимательской деятельности.
  • К 2030 году ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ ко всем уровням образования и профессиональной подготовки для находящихся в неблагоприятном положении лиц, включая инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении.
  • К 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать и считать.
  • К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе с помощью обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, поощрения культуры мира и ненасилия, воспитания граждан мира и признания культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие.
  • Создать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие проблемы детей, инвалидов и гендерные аспекты и обеспечивающих безопасную, не связанную с насилием, всеохватную и эффективную среду обучения для всех.
  • К 2020 году значительно увеличить во всем мире число стипендий, предоставляемых развивающимся странам, особенно наименее развитым странам, малым островным развивающимся государствам и странам Африки, для получения образования в высших учебных заведениях, включая профессионально-техническую подготовку и обучение по вопросам информационно-коммуникационных технологий, технических, инженерных и научных программ, в развитых странах и других развивающихся странах.
  • К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей, в том числе путем международного сотрудничества по вопросам подготовки учителей в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.