На сегодняшний день Государственными образовательными стандартами предусмотрен принцип метапредметности в организации образовательного процесса. Основной признак метапредмета - комплексный характер интеграции, метапредмет может иметь самые разнообразные формы, его элементами в различных комбинациях могут быть как отдельные дисциплинарные или предметные курсы или интегрированные курсы, так и отдельные темы или разделы различных наук. Основой метапредметного урока является всегда единая дидактическая цель. Специфика метапредметов заключается в более гибком характере построения их содержания, в возможности его оперативной перекомпоновки, построения на его основе новых метапредметных структур. Метапредмет – «живой» организм. Он может входить в структуру обычного учебного курса, иметь статус цели предметной темы или раздела. Именно метапредметы могут быть реализацией дидактической системы интегрированных знаний, поскольку они являются гораздо более широким и более гибким понятием, чем предметные или интегрированные учебные курсы.
Среди метанаучных дисциплин (и, соответственно, учебных метапредметов) можно выделить два основных типа: природные и искусственные. К природным метанаукам принадлежит физика, математика или биология. Искусственные метанауки возникают для решения конкретных потребностей на определенном этапе развития человечества и чаще всего реализуются в так называемых гибридных науках.
Если попытаться определить основные признаки урока организованного с позиции метапредметности, то А.В. Хуторской выделяет следующие:
I. Этап целеполагания:
- понимание учеником того, что постановка цели –неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира;
- умение грамотно ставить цели: на урок, на тему, на год;
- цель, поставленная учеником, достижимая, проверяемая, конкретная;
- качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели.
II. Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы):
- вопрос – движущая сила познания; грамотный вопрос –половина ответа;
- умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам;
- количество и качество заданных ребенком вопросов может оцениваться отметкой или качественно – учителем.
III. Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта:
- человек – по предназначению творец, имеет право реализовать свое творческое начало в любой области, имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей;
- получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.);
- продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности;
- возможна количественная оценка в баллах, но предпочтительна –качественная оценка учителя, рецензия.
IV. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом:
- понимание того, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями;
- сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование;
- приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность;
- самооценка.
V. Этап рефлексивного осмысления результатов урока:
- понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира;
- умение грамотно проанализировать свое приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины;
- полная развернутая личностная рефлексия;
- качественная оценка рефлексии со стороны учителя или одноклассников.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания