Современное общество сегодня переживает эпоху перемен, которые напрямую затрагивают сферу образования. Главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В Государственных образовательных стандартах отмечены требования к результатам, которые включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.
Математическая компетентность - это в совокупности математические знания, умения, навыки, а также опыт практической деятельности, умение применять полученное на практике, в окружающей действительности.
Выделяют три уровня математической компетентности:
- уровень воспроизведения - это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений;
- уровень установления связей - строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы обучающимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени;
- уровень рассуждений - строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний.
Формирование математической компетентности на уроках предполагает обучение с использованием приемов, направленных на необходимость использования внешних и внутренних знаний, умений обучающихся, включения в активную деятельность по решению той или иной проблемной ситуации, решению контекстных заданий. Реализация этого возможна при осуществлении контекстного обучения в учебном процессе.
Контекстное обучение – это обучение, в котором осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности в социально-практическую.
В образовательном процессе для формирования математической компетентности обучающихся можно использовать следующие методы контекстного обучения: проектные, проблемные, поисковые, развивающие, исследовательские, и приемы: ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения. Необходимо осуществлять внедрение основных приемов, методов контекстного обучения во все направления учебного процесса. На уроках осуществление контекстного обучения возможно на всех этапах урока. Во внеурочной деятельности реализация элементов контекстного обучения возможна при осуществлении проектной деятельности обучающихся.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел математики
Отдел математики