19 января 2016 г.

Новое время – новые стандарты – новое образование!

Наука – это организованное знание.
Г. Спенсер
Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони

18 января 2016 г. в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования начались занятия для учителей украинского языка и литературы, которые получают дополнительное (к высшему) образование «Филология. Русский язык и литература».

Такая форма обучения педагогов – это ещё одна возможность повысить профессиональную компетентность и методическую культуру, расширить спектр специальных знаний и умений, а также выявить свой творческий потенциал и заявить о себе как о лидере образования.
 
Программа, которую будут осваивать студенты (пять групп, 150 человек), разработана на основе Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования по направлению переподготовки «Филология» (Русский язык и литература). В результате освоения программы переподготовки у выпускника будут развиты и сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для обеспечения высокого научно-методического уровня обучения школьников русскому языку и литературе.

Цель данной формы дополнительного образования – обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для будущей плодотворной педагогической деятельности; подготовить словесников к успешному преподаванию предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях – школах, гимназиях, лицеях, колледжах – как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков с целью продуктивной деятельности в условиях внедрения новых Государственных стандартов образовательной отрасли «Филология».

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу переподготовки, включает решение комплексных задач, связанных с использованием филологических знаний и умений в образовательных организациях, учреждениях культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.

30 словесников из общеобразовательных организаций городов Тореза и Шахтёрска, Новоазовского района (группа 5.5, руководитель Мельникова Л.В.) в первый день установочной сессии приняли участие в лекции-диалоге и практикуме по курсу «Русская литература рубежа XXI-XX веков» (препод. Сорокин А.А., доцент кафедры истории русской литературы и истории словесности ДонНУ, к.ф.н.), обновляли и расширяли свои знания по методике преподавания русского языка в школе, прослушав пропедевтический курс и отработав некоторые приёмы работы по активизации мыслительной деятельности обучающихся, а также формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка (препод. Мельникова Л.В., заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО), ведь «при изучении наук примеры полезнее правил» (Исаак Ньютон).

Филологи стали гостями «Русского центра» Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской, который является не только библиотекой современных российских изданий. Здесь можно поработать в конференц-зале с видеотекой и десятью компьютерами с бесплатным доступом в Интернет.

Обзор современной учебно-методической и справочной литературы по русскому языку сделала для учителей Морозова С.П., старший библиотекарь Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К.Крупской.

Завтра будущих магистров филологического образования ждут первые занятия по курсу «Устное народное творчество»» (Анисимов Н.А., доцент кафедры журналистики ДонНУ, к.ф.н) и продолжение лектория с элементами практикума и дискуссионного клуба «Русская литература рубежа Х1Х – начала ХХ вв.» (препод. Сорокин А.А., доцент кафедры истории русской литературы и истории словесности ДонНУ, к.ф.н.).

Словесники в течение первой сессии будут интенсивно развивать компетенции, связанные с умением и желанием учиться, с формированием потребности в постоянном самообразовании как основе для непрерывной подготовки в профессиональном плане. Обучаясь, учителя ещё раз подтвердят своим творческим подходом формулу педагогического успеха: компетентность = знаю + умею + хочу + делаю. И делаю креативно!

Филологи начали формировать педагогический портфель магистра филологического образования: тексты, алгоритмы, списки литературы, тест-пакеты, методические указания и рекомендации, видеоуроки и видеозаписи внеклассных мероприятий и др.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы