Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Основные причины нарушений: непонимание взрослыми важности игры; отсутствие безопасного пространства для игры; отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру; давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; недостаточное присутствие игры в школе; жесткое программирование свободного времени детей; технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не всегда обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования вернул педагогам (и, главное, детям) право на игру.
Дошкольные образовательные организации сегодня обязаны строить свою работу с учётом того факта, что игра – это центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра – это необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра – это специфический язык самовыражения.
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игры самоценны, особенно как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
Безусловно, игра – это способ формирования правильного понятия о поле гендерных отношений и равноправии.
Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.
Кафедра дошкольного и начального образования