1 февраля 2016 г.

Учимся проектировать педагогическую деятельность в условиях ГОС

Как-то Бродского спросили:
— Над чем Вы работаете?
Поэт ответил:
— Над собой.
Из книги Сергея Довлатова

С 25 по 30 января 2016 года в Донецком республиканского институте дополнительного педагогического образования начался первый этап очно-дистанционных курсов для учителей русского языка и литературы «Формирование речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов в условиях нового образовательного пространства». Повысить квалификацию приехали учителя-словесники из общеобразовательных организаций, профессиональных учреждений, лицеев, гимназий городов Донецк, Харцызск, Горловка, Шахтёрск, Макеевка, а также Новоазовского района.

Для слушателей данных курсов (группа 2.1.1: руководитель Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы; староста Шенцева Е.Н.) была разработана специальная программа с акцентом на методики и технологии, которые необходимы словесникам для успешной работы по внедрению Государственных стандартов отрасли «Филология». Лекции-диалоги, коммуникативные практикумы, тренинги, лабораторная работа, дидактические игры, спецкурс и факультатив – всё это было посвящено актуальным проблемам современного филологического контента и проблеме формирования речевой и читательской культуры обучающихся в процессе изучения предметов языкового и литературного циклов. 


Обучение русскому языку в контексте новой парадигмы образования, современные тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения Государственных стандартов нового поколения, урок русского языка на основе новых подходов к обучению, моделирование современного урока русского языка, профессиональная компетентность педагога в свете требований новых образовательных стандартов, формирование читательской культуры обучающихся в процессе изучения литературы XIX века, технология воспитания лидера через систему школьных дебатов, технология перевёрнутого обучения на уроках языка и литературы в аспекте внедрения новых государственных стандартов, развитие критического мышления: кейс-технологии, реализация концепции непрерывности образования в условиях информационного общества – вот перечень вопросов, которые рассматривались на занятиях. Слушателям был предложен спецкурс «Проектирование педагогической деятельности в условиях новых Государственных образовательных стандартов».

Прекрасным завершением плодотворного учебного дня 25 января стало посещение Русского центра (руководитель Погорелая А.А.), расположенного в Донецкой республиканской универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской, где сотрудники рассказали о работе центра, а главный библиотекарь Морозова С.П. – об имеющемся книжном фонде, интересных и редких изданиях, которые помогут учителям-словесникам в работе, станут полезны классным руководителям, а также будут интересны всем, кто любит русский язык. 

Филологи расширили свой методический кругозор (модели коммуникативно-ситуативных упражнений, «свободные» тексты, тренинг аудиативных умений и навыков, разных видов памяти и активизации мыслительных операций, валидные тест-пакеты, лабораторные работы и творческие мастерские, современный урок русского языка и литературы, уроки-концепты, факультативный курс «Литературное краеведение Донбасса» и т.д.) повысили уровень технологической культуры (технологии развития критического мышления, кейс-стади, школьных дебатов, «перевёрнутое обучение» и др.). Впереди – дистанционный этап: изучение материалов моделей, выполнение практических работ, участие в дискуссиях, самообразование, моделирование педагогического процесса в соответствии с требования современного образовательного пространства.

Особенность этой группы словесников – дневник слушателя курсов повышения квалификации, который они вели ежедневно, дополняя фотохроникой (фокус-группа: Ю.А. Попова, В.В. Литвина). С материалом можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com/ на странице «Курсы ПК».

Вот только одна страница:

«Понимаете, каждые пять лет мы с учителями ходим в институт последипломного педагогического образования и повышения квалификации... Это у нас традиция…
Сколько бы тебе ни было лет: 25 или 55 – по истечении пяти лет учитель обязан сесть за парту. Чувствовать себя «вечным студентом» – это исключительное право учителей...
Морозным зимним утром иду через знакомый скверик на занятия в институт, чувствую прилив ностальгии. Через дорогу от института – знаменитая областная библиотека имени Н.К. Крупской, старинная, благородная, богатая. Золотой осколок разбитого Советского Союза… Честное слово, как увидела это самое красивое в Донецке здание, подумала: «Боже мой, сколько же лет я не была в библиотеке Крупской? Как диплом написала, так и всё… Эх, побывать бы там, хоть одним глазком взглянуть!»
 
И вот на занятии слышу сообщение руководителя курсов: «А сейчас мы с вами пойдём на лекцию в «Русский центр» библиотеки имени Крупской!» Повезло! Как будто угадали мои мысли! Настоящий подарок судьбы!» (А.В. Гурьева) 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы