1 февраля 2016 г.

Психолого-педагогическое сопровождение формирования творческой составляющей субъекта гражданского общества

Чтобы формирующаяся личность ученика развивалась конструктивно и стремилась к жизнетворчеству, необходим учитель, чья личность уже сформировалась и стремится к самоактуализации. Под самоактуализацией, на наш взгляд, целесообразно понимать то, что вкладывал в это понятие основоположник данной концепции Абрахам Маслоу в пору зрелости своей исследовательской мысли и своей концепции. 

«Самоактуализация – достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность».
Личностную зрелость и стремление к самоактуализации у взрослого человека можно измерить и проанализировать. Для этого может быть, использован опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, разработанный Андреем Васильевичем Лазукиным и Надеждой Федоровной Калиной и представляющий собой русскоязычную адаптацию теста самоактуализации Эверетта Шострома, 

Данный опросник является действенным инструментом для диагностики предрасположенности и готовности к самоактуализации у взрослых. Более того, по словам его составителей, он ориентирован именно на взрослых членов нашего сегодняшнего общества – общества «несбывшегося социализма и все никак не сбывающейся буржуазной демократии». То есть, в нашем случае это тест для педагогов.

Чем выше балл по шкале, тем сильнее выражена та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. Однако сам Эверетт Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное состояние.

Прежде чем приступать к диагностике, важно отметить для, что результат данного теста дает развернутую и разноплановую информацию о наших способностях к самоактуализации. Он дает также богатую пищу для размышлений и ауторефлексии. И, безусловно, он задает направления для работы над собой и самосовершенствования. Но он ни в коем случае не выносит окончательного и пожизненного приговора вида «годен» - «не годен». Результат теста – это результат, актуальный здесь и сейчас, для нас сегодняшних, в наших сегодняшних обстоятельствах.

Ссылка на онлайн-прохождение теста.
http://psytests.org/shostrom/samoal-run.html 

Кафедра менеджмента образования и психологии