Процесс модернизации системы образования Донецкой Народной Республики направлен на приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества, государства. В связи с этим определяются и новые задачи повышения профессионализма педагогов. Преодолевать возникающие несоответствия между требованиями, предъявляемыми к педагогу, и уровнем его профессиональной подготовки призван процесс повышения их квалификации. Другими словами, повышение квалификации – это совершенствование профессиональных знаний и умений на основе осмысления и анализа собственной деятельности через предоставление педагогу максимального спектра возможностей улучшить свою профессиональную деятельность путём получения новых импульсов, инициатив, через введение педагога в систему активных методов и средств обучения. К содержанию содержательных программ выдвигаются следующие требования: новизна информации, ее актуальность, практическая значимость, компактность и в то же время научность, обобщенность, проблемность, выход за рамки узкопредметного рассмотрения в сферы междисциплинарной, общекультурной проблематики (метапредметный подход).
Методический тьюторинг в процессе повышения квалификации – это форма взаимодействия обучающего и обучающегося, характеризующаяся профессионально и личностно ориентированными сопровождением и поддержкой последнего, осуществляемая через ориентационный, активизирующий и коррекционный этапы, приводящая к становлению субъектной позиции профессионала в педагогической деятельности.
На методиста-тьютора возлагается особая ответственность, т.к. он создает условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению. Выделенные особенности педагогической деятельности методиста-тьютора позволяют сформулировать его предназначение: актуализация и развитие (достраивание) поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
Дополняя работу преподавателей, осуществляющих курсовую подготовку педагогов, деятельность методиста-тьютора обладает такими особенностями:
- тьютор создает особую профессиональную среду общения с учетом индивидуальных образовательных и самообразовательных потребностей педагогов в профессиональном саморазвитии;
- совместно с педагогом определяет индивидуальную профессионально-образовательную стратегию, выраженную в процессе выявления и оценки состояния проблемы, причин, пути достижений и решения проблемы, позитивной динамики профессионального роста педагога;
- на каждом этапе совместной деятельности роль методиста-тьютора меняется: от главной, ведущей на ориентационном этапе до роли помощника, консультанта на активизирующем и коррекционно-оценочном этапах;
- выполнение диагностических, проектных, мотивационных, информационно-содержательных, организационно-деятельностных, технологических, консультационных, рефлексивных функций.
Применение методического тьюторинга обусловлено его продуктивностью для процесса повышения квалификации педагогов, которая определяется содержанием и организационно-методическим сопровождением обучения, поскольку процесс обучения становится личностно ориентированным, траектории профессионального развития педагога становятся более вариативными, в них учитывается специфика внешних и внутренних обстоятельств, влияющих на совершенствование профессионализма педагога; и такое развитие может продолжаться в течение всей профессиональной карьеры.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр научно-методического тьюторинга
Центр научно-методического тьюторинга