Существование в культуре есть не что иное,
как непрекращающийся диалог с теми, кто жил и творил до тебя.
Е.А. Ямбург
как непрекращающийся диалог с теми, кто жил и творил до тебя.
Е.А. Ямбург
18 февраля текущего года в Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования прошло установочное заседание творческой группы по созданию учебно-методического обеспечения курса «Русский язык и литература» (по новым образовательным стандартам), в которую вошли учителя-словесники из гг. Донецк, Макеевка, Торез, Снежное, Макеевка, Горловка, Харцызск.
«Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей», утверждал В.П. Беспалько в работе «Педагогические и прогрессивные технологии обучения». Участники творческой группы поддержали идею соруководителя Даниловой И.Н. о создании сборника ценностно-деятельностных упражнений по русскому языку и литературе, разработанных в системе ТОГИС (Технология обучения в глобальном информационном сообществе). Ирина Николаевна проафишировала технологию, презентовала модель сборника и предложила образцы упражнений.
Члены творческой группы уже в конце марта представят первые комплекты деятельностно-ценностных задач по основным разделам курса «Литература». Следующим шагом станет разработка аналогичных упражнений по русскому языку. С материалами, подготовленными творческой группой, можно ознакомиться на блоге отдела русского языка http://kabruss.blogspot.com/ в разделе «ТГ».
Ценности каждого человека – это целый, сложный, динамичный, противоречивый мир. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Деятельность школьника не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка. Таким образом, ТОГИС как технология ценностно-деятельностного обучения – это средство реализации идеологии лично-ориентированного обучения. Изучение темы, системы, блока урока начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы. После этого изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач, данные для которых извлекаются из книг и информационной сети. Затем учитель переходит к развивающему дифференцированному закреплению, когда отдельные группы учеников решают задачи разных уровней сложности. Учитель может осуществлять организацию групповой формы работы на свой выбор: по интересам, по знакам Зодиака, с помощью считалочки и т.п. После решения каждой задачи она обсуждается классом или частью класса. Группы учащихся динамичны, время их существования – решение и обсуждение задачи. После итогового контроля и урока коррекции – переход к следующей теме.
Если в обычных образовательных технологиях задачи нужны для закрепления знаний и умений, то в ТОГИС – сами знания и умения являются результатом деятельности в ходе решения задач.
Центральный акцент в ценностно-деятельностных задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Для выполнения на практике таких условий учебной деятельности необходимы новые пособия не как носители содержания, а как организующее начало проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Среди ожидаемых результатов реализации ТОГИС можно выделить три группы: личностные – осознание ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать, планировать и осуществлять решение возникших задач, создание собственного интеллектуального или материального продукта, сравнение его с имеющимися культурными образцами; метапредметные – умение свободно работать с информацией; предметные – хорошие предметные знания вследствие работы над решением задач, споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Основной процессуально-содержательный элемент технологии – деятельностно-ценностная задача, объединяющая три компонента: собственно познавательная задача (содержание, условие, цели, требования); компонент информационной задачи (поиск, обработка информации по ключевым словам и представленным источникам небольшого количества); компонент коммуникационной задачи (указания коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей).
Представленная структура задачи близка к полноформатному проекту задания и включает:
- условие задачи;
- требования задачи (предполагаемый результат);
- комментарий к условию или требованию;
- справочные стартовые данные;
- возможные информационные источники;
- культурные образцы для сопоставления;
- рекомендации или форматы для окончательного оформления решения.
Алгоритм действий учащегося:
- Выделите ключевые слова для информационного поиска.
- Найдите и соберите необходимую информацию.
- Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
- Сделайте выводы.
- Сравните ваши выводы с выводами известных людей (фактами, изделиями и т.д. в зависимости от состава культурных образцов).
Члены творческой группы уже в конце марта представят первые комплекты деятельностно-ценностных задач по основным разделам курса «Литература».
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы
Отдел русского языка и литературы