22 февраля 2016 г.

Старт Республиканской олимпиады юных филологов

Филология сближает человечество…
Это высшая форма гуманитарного образования, она (филология) в основе всей человеческой культуры.
Д.С.Лихачев

В субботу, 27 февраля, на базе Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 3 (директор Иващенко О.О.) состоится заключительный этап Республиканской олимпиады по русскому языку и литературе. 

147 школьников из общеобразовательных организаций всех городов и районов Донецкой Народной Республики будут выполнять разноуровневые задания, чтобы продемонстрировать свои знания по предмету и получить титул лучшего знатока русского языка и литературы 2015-2016 учебного года, а также звание «Лучший оратор» среди участников своей категории.

Олимпиада предоставляет уникальную возможность ребятам из разных уголков Республики проверить свои знания русского языка как учебного предмета и как науки, знания классических художественных произведений, продемонстрировать умения анализировать произведения искусства в единстве содержания и формы, а также выявить творческие способности.

Донецк – город, обладающий уникальной образовательной, культурной и языковой средой, ждёт умных, начитанных, эрудированных, талантливых ребят, которые знают и любят русский язык и литературу!

В этом учебном году в интеллектуальных соревнованиях юных филологов впервые примут участие семиклассники. С полным списком участников олимпиады можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на странице «Олимпиада»
http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more.
 
Олимпиадников ждёт новый формат участия в соревнованиях.
 
Первый уровень – задания по русскому языку. «Язык есть исповедь народа. В нём слышится его природа, его душа и быт родной» (П.Вяземский).

Школьники должны будут продемонстрировать высокий уровень коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенций. 

Второй уровень – соревнование на лучшее знание русской литературы. «Границы моего языка определяют границы моего мира», – писал немецкий философ Л.Витгенштейн. Литература же раздвигает их, помогая человеку проникнуть в суть вещей, познать глубины своего «я». Сегодня писатели обеспокоены тем, что их современники теряют эту способность, теряя интерес к чтению. Задача учителя – вернуть читателя в лоно литературы, возвращая ему себя самого. 

Олимпиады – это успешный путь возвращения школьника в мир литературы. «Чтение – одна из форм счастья», – считал аргентинский писатель Х.-Л. Борхес. Обрести это счастье дано, к сожалению, не каждому. Необходимо приложение личных усилий, стремление меняться, меняя книги, готовность отправиться в путешествие с завязанными глазами, чтобы обрести зрение. 

Задача учителя – подарить ребенку возможность стать счастливым. Олимпиада позволит определить тех, кто счастлив от общения с художественным текстом, кто любит и умеет читать, знает, как анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Третий уровень – творческое задание. Школьникам будет предложено выполнить творческое задание или написать сочинение на одну из тем. В ходе написания сочинения (например, эссе) участники соревнований должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Рекомендуем олимпиадникам сначала внимательно прочитать формулировку темы. В каждой теме есть главное, стержневое слово. Теперь пришло время задуматься: что можно или что хочется сказать на данную тему? Можно привлечь личный опыт, и тогда школьник точно начнёт писать свои собственные мысли – а это то, что нужно для успешного выполнения задания. Обязательно нужно составить план работы: определить проблему, обозначить свою позицию, обосновать свою правоту, сформировать выводы. Еще лучше, если ученик сумеет создать конфликт и попробует поспорить с самим собой на страницах своего сочинения. В свою очередь, примеры из литературы, которую изучают в школе, должны иллюстрировать мысли школьника, делая их образными и убедительными. В выводах обязательно должно содержаться сравнение главной мысли с тем, что было заложено в формулировке темы. Что касается тематических направлений, то можно привести в пример некоторые литературные произведения, которыми можно иллюстрировать свое видение проблемы. А ещё: нужно не забыть проверить ошибки.

Общие критерии оценки работ 
 
Композиция: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз); избранная автором последовательность рассуждения (от общего к частному или от частного к общему) не должна нарушаться. 

Тематика: все, о чем говорится в работе по литературе, должно быть непосредственно связано с темой; остальное при переписывании черновика следует вычеркнуть. 

Риторика: 1) каждое значимое утверждение должно сопровождаться анализом текста: если цитата или отсылка к тексту не комментируется, остается неясной ее функция; 2) заключение обязательно (лучше всего, если оно строится как перечисление главных тезисов основной части); вступление должно быть предельно лаконичным (напр., в 2–3 предложениях перечисляются основные аспекты темы). 

Стилистика: следует 1) избегать употребления незнакомых слов и тавтологических сочетаний («патриот Родины»); 2) следить за согласованием (время, род, число, падеж); 3) продумать порядок слов в каждом предложении. 

Логика: одни утверждения автора не должны противоречить другим.

С целью качественной подготовки к участию в интеллектуальных соревнованиях заключительного этапа Республиканской олимпиады по русскому языку и литературе рекомендуем повторить с учащимися следующие темы и вопросы:
  • 7 класс – «Былины», «Ломоносов», «Державин», «Пушкин», «Чехов», жанры сочинений и др.;
  • 8 класс – «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Пушкин», «Лермонтов», модели сочинений инновационных жанров и др.;
  • 9 класс – «Пушкин», стихосложение, средства художественной выразительности, анализ поэтического произведения и др.;
  • 10 класс – лингвистические задачи, анализ лирического произведения, биографии писателей, творчество которых изучали на уроках литературы в этом учебном году и др.;
  • 11 класс – «Северянин», тропы и стилистические фигуры, лингвистические задачи, литературные задачи, литературные направления и др.
Четвёртый уровень – конкурс ораторского мастерства. Круг тем этого тура – «Литература. Книга. Чтение», «Дом», «Любовь», «Путь», «Время», «Родина».

При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться со схемой анализа устных выступлений:

1.    Название темы выступления.
2.    Формулировка цели.
3.    Характеристика содержания:
  • соответствие теме, объективность, полнота, глубина, историзм, конкретность раскрытия темы, связь с современностью, научно-теоретический уровень;
  • степень информативности, соответствие потребностям аудитории, актуальность, новизна материала, доступность изложения;
  • убедительность выступления, аргументированность положений (например, опора на типичные факты действительности, статистические данные, практику, научные законы, ссылка на авторитеты, личные знания и опыт и др.), апелляция к интересам и потребностям аудитории.
4.    Структура выступления:
  • наличие и соразмерность вступительной, основной и заключительной части;
  • правильность выбора метода развития мысли (индуктивный, дедуктивный, аналогия), метода изложения (объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый);
  • принципы и способы организации материала (проблемный, тематический, причинно-следственный, хронологический, ступенчатый, концентрический);
  • логичность изложения (развития мысли), непротиворечивость и определенность основных положений, последовательность мыслей, взаимосвязь положений вводной, основной и заключительной части).
5.    Лингвистическая культура и мастерство речи:
  • богатство словаря,
  • соблюдение орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка,
  • точность словоупотребления,
  • ясность формулировок,
  • понятность рассуждений,
  • конкретность и лаконизм изложения,
  • выразительность, образность, эмоциональность,
  • средства речевой выразительности,
  • техника речи (дикционная четкость, уместное паузирование, правильное дыхание, постановка логических ударений, средний темп речи, сила голоса, соответствующая ситуации общения и размерам аудитории.
6.    Контакт оратора и аудитории:
  • внешний вид оратора,
  • мимика, жесты,
  • поведение в процессе выступления,
  • особенности общения со слушателями.
Место проведения олимпиады: Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 3 (г. Донецк, ул. Трамвайная, дом 36). Торжественное открытие – в 9.30. В 10.00 участники олимпиады приступят к выполнению заданий.

С итогами заключительного этапа олимпиады юных филологов можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на странице «Олимпиада» http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more после проверки работ участников членами жюри.

Желаем творческого вдохновения, отличного настроения, блеска ораторских речей и отличных результатов! 

Кафедра общественно-гуманитарных предметов и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы