Распространённый мотив оппонентов стандартизации образования звучит так: «Стандарты убивают творчество». Рассмотрим аргументы, позволяющие разобраться в этом вопросе, и начнем с выделения несомненных достоинств стандартов:
- защищают обучаемого от некачественного образования, неквалифицированного педагогического воздействия;
- защищают учителя, школу от предвзятого и неквалифицированного контроля;
- сохраняют преемственность между ступенями образования, давая возможность продолжить его;
- сохраняют преемственность между образовательными организациями разного типа на всей территории государства.
Одно из направлений творческой, поисково-исследовательской работы педагога связано с требованием к дифференцированным результатам освоения образовательных программ как критериям для индивидуальной оценки образовательных достижений каждого ученика. Они включают три группы результатов – личностные, межпредметные, предметные. В такой логике сформулированы цели изучения всех учебных дисциплин. Рассмотрим характеристики этих результатов на примере изучения математики в основной школе. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.
В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости ее в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности.
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- формирование выводов и умозаключений из наблюдений, изученных закономерностей, протекающих в природе и быту.
Одним из ведущих условий реализации новых целей и задач образовательных программ является соблюдение алгоритма последовательности изучения любого предмета, который сводится к пяти этапам:
- Получение представлений о предмете.
- Усвоение знаний (изучение закономерностей, причинно-следственные процессы, обобщенные выводы).
- Овладение умениями (способы самостоятельной постановки задачи и ее решения).
- Приобретение навыков (способности решения практических задач в конкретной области).
- Становление компетентности (способности оценивать решения профессиональных задач в будущем на основе своего личного опыта и полученных знаний).
Современная дидактика предлагает широкий спектр технологий, способствующих формированию новой группы образовательных результатов. К ним относятся проблемное обучение, проектное, развивающие, личностно-ориентированное, коммуникативное, компетентностно-ориентированное и др. На этапе апробации находятся новые ведущие технологии: оценивание учебных достижений, формирование правильной читательской деятельности, проблемно-диалогическое обучение, обучение в глобальном информационном сообществе.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания