22 февраля 2016 г.

Какие инновационные задания новых образовательных стандартов активизируют творческую и поисково-исследовательскую работу педагога?

Распространённый мотив оппонентов стандартизации образования звучит так: «Стандарты убивают творчество». Рассмотрим аргументы, позволяющие разобраться в этом вопросе, и начнем с выделения несомненных достоинств стандартов:
  • защищают обучаемого от некачественного образования, неквалифицированного педагогического воздействия;
  • защищают учителя, школу от предвзятого и неквалифицированного контроля;
  • сохраняют преемственность между ступенями образования, давая возможность продолжить его;
  • сохраняют преемственность между образовательными организациями разного типа на всей территории государства.

Одно из направлений творческой, поисково-исследовательской работы педагога связано с требованием к дифференцированным результатам освоения образовательных программ как критериям для индивидуальной оценки образовательных достижений каждого ученика. Они включают три группы результатов – личностные, межпредметные, предметные. В такой логике сформулированы цели изучения всех учебных дисциплин. Рассмотрим характеристики этих результатов на примере изучения математики в основной школе. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.
В метапредметном направлении:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости ее в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности.
В предметном направлении:
  • создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • формирование выводов и умозаключений из наблюдений, изученных закономерностей, протекающих в природе и быту.
Одним из ведущих условий реализации новых целей и задач образовательных программ является соблюдение алгоритма последовательности изучения любого предмета, который сводится к пяти этапам:
  1. Получение представлений о предмете.
  2. Усвоение знаний (изучение закономерностей, причинно-следственные процессы, обобщенные выводы).
  3. Овладение умениями (способы самостоятельной постановки задачи и ее решения).
  4. Приобретение навыков (способности решения практических задач в конкретной области).
  5. Становление компетентности (способности оценивать решения профессиональных задач в будущем на основе своего личного опыта и полученных знаний).
Современная дидактика предлагает широкий спектр технологий, способствующих формированию новой группы образовательных результатов. К ним относятся проблемное обучение, проектное, развивающие, личностно-ориентированное, коммуникативное, компетентностно-ориентированное и др. На этапе апробации находятся новые ведущие технологии: оценивание учебных достижений, формирование правильной читательской деятельности, проблемно-диалогическое обучение, обучение в глобальном информационном сообществе.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания