18 марта 2016 г.

Технология проведения мастер-класса

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство педагогического преподавания, чаще всего – путем прямого и комментированного показа конкретных приемов работы.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
  • психологическая и этико-педагогическая эрудиция;
  • профессиональные способности;
  • педагогическая техника;
  • определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
  • мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • мастерство убеждения;
  • мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • мастерство владения педагогической техникой.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. 

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:
  • Презентация педагогического опыта педагога-мастера
  1. Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.
  2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
  3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
  4. Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
  • Представление урока, системы уроков
  1. Рассказ педагога о проекте занятия.
  2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
  3. Краткая характеристика результативности используемой технологии.
  4. Вопросы педагогу по изложенному проекту.
  • Урок или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися
  • Моделирование
  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  2. Обсуждение авторских моделей урока слушателями.
  • Рефлексия
  1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
  2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Желаем успехов и профессионального роста!

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин