В Донецкой специальной общеобразовательной школе-интернате I-III ступеней № 19 (директор Воронова Н.Г.) прошел научно-тематический семинар по изучению «Концепции филологического образования: Русистика» и практической реализации её в рамках специального образования детей с нарушенной слуховой функцией.
Предметом обсуждения педагогов стали вопросы, связанные с ролью филологического образования в становлении личности выпускника с проблемами слуха; особенности преподавания русского языка и литературы в условиях коррекционной школы для глухих детей.
Воронова Н.Г. подчеркнула, что Концепция филологического образования разработана в соответствии с основным Законом ДНР «Об образовании» (часть I, статья 6) с целью повышения качества филологического образования и согласуется с ключевыми позициями государственного образовательного стандарта общего образования; призвана определить стратегические, мировоззренческие цели и задачи развития школьного филологического образования. Концепция фиксирует методологические подходы в преподавании русского языка и литературы на всех образовательных уровнях, что поднимает статус учителя-филолога.
Чуйкова М.С. обратила внимание присутствующих на то, что в Концепции чрезвычайно актуальным представляется установление научно обоснованных требований к содержанию филологического образования обучающихся на всех образовательных уровнях; представлены методические принципы освоения предмета и обозначены приоритетные подходы к изучению русского языка и литературы с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей обучаемых; описаны методологические подходы к изучению русского языка и литературы по обеспечению преемственности этапов филологического образования, сохранению целостности образовательного пространства.
Козинец Р.В., отметила, что приоритетными направлениями специального образования сегодня становятся вопросы коммуникативной социализации. Новый подход к обучению в школе – компетентностно-деятельностный, который ориентирован на результат обучения, что зафиксировано в современном образовательном стандарте, а в специальной школе - коммуникативно-деятельностный, т.е. подход к освоению глухими обучаемыми языка словесной речи на основе учета социальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы, применительно к своеобразию речевого развития ребенка при нарушенном слухе. Формирование коммуникативной компетенции является превалирующей, так как обеспечивает совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих.
Меренич Л.П. констатировала, что специальных исследований в сурдопедагогике, посвященных комплексному изучению развития коммуникативной компетенции у детей с нарушением слуха не проводилось. Вот почему практического анализа требуют вопросы формирования коммуникативных умений и навыков у детей данной нозологии с учётом неоднородности глухоты.
Гонтарь А.Т. продолжила «марафон» выступлений словами Л.С. Выготского, который отмечал, что «…всё культурное развитие такого ребенка будет протекать по иному руслу, с помощью иных способов и средств, так как дефект создает одни затруднения для органического развития, а другие — для культурного. В связи с этим нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка». Для педагога-дефектолога особенно важно знать своеобразие путей, по которым он должен повести ребенка, выбор которого не может ограничиваться только установлением степени тяжести глухоты, он должен включать и компенсаторный подход, что способствует выстраиванию процесса развития, обучения и коррекции.
«Контакт между людьми, - продолжила диалог Козловская Н.В., - осуществляется посредством языка и речи. Важнейшим фактором речи являются паралингвистические средства передачи информации. Поражение слухового анализатора, недоразвитие речи делают невозможным нормальное вербальное общение воспитанников. В отличие от слышащего, у глухого ребенка не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает и развитие его познавательной деятельности задерживается, потому что в ее формировании значительная роль принадлежит коммуникативным навыкам.
Педагоги отметили, что глухой ребёнок вырастает в своём мире, где существует ставший родным особый язык общения, где определены особые правила поведения и образа жизни. Главная сила человека в возможности его общения с другими людьми.
Скороходова О.И., слепоглухая от рождения, на вопрос, что более необходимо человеку - зрение или слух, - не задумываясь, ответила: «Конечно, слух. Ведь прежде всего надо слышать, что говорят другие. Человек живёт в обществе…».
«Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности», – так в ХVI веке о проблемах общения глухих писал известный французский философ, гуманист Мишель Монтель.
Педагоги специальной общеобразовательной школы-интерната № 19, принимавшие участие в работе проблемного семинара, выразили уверенность в необходимости консолидации профессиональных усилий всех учителей по реализации Концепции; отметили важность концептуального подхода к школьному филологическому образованию как приоритетному.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования
Центр специального и инклюзивного образования