6 мая 2016 г.

Готовимся к ГИА: цикл уроков по литературе. 11 класс

Уважаемые коллеги! Дорогие одиннадцатиклассники! Предлагаем вам цикл видеоуроков по литературе, который проведут для вас лучшие учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Прослушав этот курс, вы узнаете, на что обращать внимание при чтении художественного произведения, как анализировать литературные тексты и писать сочинение, разберете основные ошибки, которые допускают школьники на уроках и экзаменах, получите конкретные рекомендации по подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе.


Смотрите и слушайте уроки Литературы. В них вы найдете ответы на все вопросы.  Это, во-первых. Во-вторых, педагоги подарят вам тот "золотой ключик", который позволит "открыть" идейно-художественное своеобразие любого произведения, – Теорию литературы. Здесь нужна помощь преподавателя. Заучивание определений не поможет сформировать навыки анализа и интерпретации прозаических и поэтических творений. А вот учитель научит пользоваться "ключом". В-третьих, вы услышите образцы риторических текстов, научитесь умению отобрать, расположить и преподнести материал.

Все материалы публикуются с одной целью: помочь выпускникам повысить свою литературную компетенцию, сдать государственную итоговую аттестацию по литературе как можно лучше. Мы даем вам эту возможность, и очень надеемся, что этой возможностью вы воспользуетесь сполна. Так что, не теряйте время, а начинайте готовиться уже сейчас.

За основу можно взять жанрово-родовой принцип – повторять материал блоками: эпические произведения, драматические, лирические. В этом случае удастся проследить традиции, преемственность и новаторство в литературе. Кстати, и на ЕГЭ проверяется умение анализировать текст с точки зрения жанрово-родовой специфики. Второй путь – традиционный, историко-хронологический. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе.

В видеоуроках все демонстрируется наглядно и понятно. Формат их очень удобен. Преподаватели задают вопросы и дают на них ответы.

Например, какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена? Отвечаем: приемы мнемотехники, в основе которых лежит ассоциативный принцип, давно и хорошо известны. С их помощью легко запомнить, например, годы жизни Лермонтова – 1814-1841 (перевернутые даты). Кстати, мнемотехника позволяет бороться с фактическими ошибками. Так,  распространенной ошибкой на экзамене является написание имени Раскольникова через "а" – многие пишут "Радион". Этого можно избежать, если вспомнить толкование имени героя: Родион Романович Раскольников – родина Романовых, то есть Россия расколота.

А ещё из видеоуроков вы узнаете, что цитаты необходимо знать точно, со всеми знаками препинания. Помните: однажды в программе "Что? Где? Когда?" знатоки проиграли, неправильно процитировав известную фразу А.С. Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим, тем ... нравимся мы ей!". Попробуйте сами продолжить цитату, без которой не обходится ни одно сочинение по роману "Евгений Онегин": "Но я другому отдана..." Даже Достоевский в известной "Пушкинской речи" допустил в этом месте ошибку. Поэтому в печатном варианте речи всегда делается сноска: "Не совсем точная цитата".

Мы предлагаем вам такой цикл уроков:
  1. Литература 30-х годов XX века. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов (урок проводит учитель русского языка и литературы, директор Донецкой ОШ I-III ступеней №30 А.В. Криворучко)
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита» (уроки проводят учитель русского языка и литературы Донецкой специализированной школы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин № 18 Т.А. Лутова и учитель русского языка и литературы Донецкой ОШ I-III ступеней №49 С.Н. Сапижук)
  3. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей (уроки проводят учитель русского языка и литературы Енакиевской ОШ I-III ступеней №22 М.В. Болгаров и преподаватель русского языка и литературы Республиканского лицея-интерната «Эрудит» – центра для одаренных детей О.Е. Никольникова)
  4. Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта (уроки проводят преподаватель Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете Н.Н. Кайдаш и учитель русского языка и литературы Торезского лицея «Спектр» И.Н. Данилова)
  5. Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество (урок проводит учитель русского языка и литературы, директор Донецкой ОШ I-III ступеней №30 А.В. Криворучко)
  6. Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (уроки проводит учитель русского языка и литературы Торезского лицея «Спектр» И.Н. Данилова)
  7. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии (уроки проводят учитель русского языка и литературы Харцызской  ОШ I-III ступеней №2 Н.В. Бережная, преподаватель Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете Н.Н. Кайдаш)
  8. Литература периода Великой Отечественной войны. Литература «предгрозья» (урок проводит учитель русского языка и литературы Горловской ОШ I-III ступеней №30 Т.И. Башманова)
Главное, верить в свои силы, ведь если вы действительно стремитесь к наилучшему результату и готовы потрудиться, ваша любовь к чтению, а как следствие и к литературе вообще, вместе с качественной систематизированной подготовкой обязательно принесут вам желанный высокий балл.

Удачи в изучении литературы!
Видеоуроки вы сможете найти по ссылке>>>

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы