Современный этап педагогической практики характеризуется переходом от информационно-объяснительной техники обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Среди деятельностно-развивающих технологий обучения выделяют технологию критического мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что обучающиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку.
Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также мотивирует их деятельность.
Развитие критического мышления возможно при выполнении следующих условий:
- учителем: принятие различных идей и мнений; поддержка активности учащихся в процессе обучения; поддержка уверенности учеников в том, что они не рискуют быть непонятыми; вера в каждого ученика;
- учениками: развитие уверенности в себе и понимание ценности своих идей и мыслей; активное участие в учебном процессе; уважение к различным мнениям.
Технология критического мышления помогает решать такие задачи:
- образовательная мотивация (повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала);
- информационная грамотность (развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности);
- культура письма (формирование навыков написания текстов различных жанров);
- социальная компетентность (формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание).
Более подробно ознакомиться с технологией критического мышления Вы можете по ссылкам:
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин
Отдел естественных дисциплин