3 мая 2016 г.

Реализация деятельностного подхода в преподавании географии на примере практической составляющей предмета

Задачей современного школьного географического образования является осуществление переориентации ее целей на формирование таких жизненно важных компетенций школьников, которые способствовали бы их адаптации к активному участию в жизни общества, повышению уровня обучения, целенаправленной выработке практических умений и навыков. Поэтому система работы учителя географии должна быть ориентирована на деятельностный подход в обучении школьников, использование практической составляющей предмета. 

География является единственным школьным предметом, который изучает природу и общество в их взаимодействии. Именно географические знания дают возможность каждому человеку на протяжении всей жизни сознательно воспринимать информацию о развитии и изменениях в природе, хозяйстве, обществе, жизни населения. Сегодня школьники должны не только получить географические знания, но и научиться применять их в нестандартных жизненных ситуациях, активно адаптироваться к участию в жизни общества.

В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, учебной программой по географии одним из элементов учебного процесса являются практические работы. 

Практические работы позволяют организовать продуктивную работу учащихся по изучению географии, способствует развитию познавательной активности. С помощью выполнение практических работ не только закрепляются и углубляются теоретические знания, а также формируются навыки применения знаний на практике. При выполнении практических работ учащиеся совершенствуют умения и навыки работы с тематическими и контурными картами, формируют приёмы работы с различными источниками информации, развивают умения работать в команде.

Умение применять полученные знания на практике – существенный показатель того, что учащиеся сознательно усвоили материал. Важно, чтобы в процессе изучения географии учитель акцентировал внимание учащихся не только на теоретических вопросах, но и учил, начиная с курса «Общая география», использовать эти знания при выполнении практических заданий, решении задач, работы с картами и т.д. Деятельностный подход к преподаванию предмета не только повышает уровень знаний и практических умений учащихся, но и позволяет установить межпредметные связи, то есть предполагает интегрированный подход к изучению географии.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин