30 августа 2016 г.

Медико-педагогическое сопровождение физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной среды

25–26 августа 2016 года согласно плану работы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования на 2016 г. отделом физической культуры и спортивно-массовой работы совместно с центром специального и инклюзивного образования в рамках августовских педагогических студий на базе Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15 (г. Шахтерск) был проведен семинар-практикум для руководителей методических объединений учителей физической культуры общеобразовательных организаций, общеобразовательных, специальных, санаторных школ-интернатов МОН ДНР, школ-интернатов городского/районного подчинения на тему «Медико-педагогическое сопровождение физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной среды».

В работе семинара-практикума приняли участие порядка 60 педагогических работников образовательных учреждений Донецкой Народной Республики – учителей физкультуры и руководителей РМО общеобразовательных школ и интернатных учреждений разных типов.

Основной целью семинара-практикума стало повышение эффективности медико-педагогического сопровождения физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.

С приветственным словом к участникам обратилась Степанова О.С., директор Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15.

На информационном этапе семинара были рассмотрены следующие актуальные темы в контексте проблемы мероприятия:
  • Организации урока физической культуры с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (Мельничук Ю.В., заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой работы Донецкого РИДПО);
  • Психолого-медико-педагогическая реабилитация как условие успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (Кузьмина В.А., методист центра специального и инклюзивного образования Донецкого РИДПО);
  • Использование системно-деятельностного подхода при работе с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе (Копейка С.М., учитель физической культуры ОШ № 18, руководитель методического объединения учителей физической культуры, г. Шахтерск);
  • Формы организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-коррекционной работы с детьми, которые обучаются в специальной медицинской группе в условиях санаторной школы-интерната (Семенова Е.В., заместитель директора, Горчева И.Ф., учитель физической культуры, Барсукова Л.П., старший врач Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15).
После пленарной части семинара директором Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15 Степановой О.С. была проведена обзорная экскурсия по школе-интернату, в процессе которой участники имели возможность ознакомиться с особенностями организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в санаторном учреждении для детей с психоневрологическими заболеваниями.

Далее в течение первого и второго дня семинара в ходе интерактивного этапа мероприятия вниманию участников был презентован цикл мастер-классов следующей тематики:
  • Использование общеобразовательных упражнений на уроках физической культуры для формирования интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями (Горчева И.Ф., учитель физической культуры Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15);
  • Интеграция на уроках физической культуры при работе с детьми специальной медицинской группы (Бабайлова Г.В., учитель физической культуры ОШ № 10, г. Харцызск);
  • Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (Давыдова Н.В., учитель начальных классов, физической культуры ОШ № 22, г. Шахтерск);
  • Использование дыхательных упражнений на уроках физической культуры (Воробьева Н.Г., учитель физической культуры ОШ № 15, г. Макеевка);
  • Использование элементов кросс-фита на уроках физической культуры (Михайлюк С.И., учитель физической культуры Макеевской ОШ № 108).
Отдельно хочется отметить мастер-класс по силовому жонглированию гирями, презентованный Кушнаренко Викторией, Козловой Натальей и Камольцевой Анной, воспитанницами Амвросиевской школы-интерната № 4, под руководством своего наставника и тренера, учителя физической культуры Мыцыка С.П. Этот мастер-класс приковал внимание всех участников, стал одним из самых ярких и запоминающихся моментов семинара.

По итогам двух дней семинара-практикума был проведен круглый стол, в ходе которого обсуждались следующие ключевые вопросы:
  • Как решаются вопросы медико-педагогической реабилитации детей с ОВЗ средствами физической культуры в образовательных учреждениях разных типов?
  • С какими основными проблемами сталкиваются школы и педагоги при организации уроков по физической культуре с детьми с ОВЗ?
  • Насколько целесообразным и доступным является использование опыта работы санаторных и специальных школ-интернатов по физическому развитию детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений?
  • Какие на сегодняшний день наиболее актуальные проблемы в обеспечении эффективности взаимодействия учреждений различного уровня подчинения и типологии в направлении физического развития детей с ОВЗ?
  • Какие формы работы можно использовать при распространение перспективного педагогического опыта работы учителей физической культуры?
Также были рассмотрены вопросы программно-методического обеспечения уроков физической культуры, в том числе при организации работы с детьми с ОВЗ.

На этапе рефлексии участники заполнили анкеты, в которых высказали отзывы о тематике мероприятия, актуальности мастер-классов и теоретических вопросов, высказали свои предложения и пожелания. Все участники семинара-практикума были обеспечены электронным кейсом материалов семинара.

Участники семинара выразили признательность организаторам мероприятия, педагогам, презентовавшим мастер-классы, за насыщенность и актуальность информационной и практической составляющей семинара, а также благодарность педагогическому коллективу Шахтерской СОШИ I-II ст. № 15 за радушный прием, достойные условия проживания, благоприятный психологический климат.

Кафедра менеджмента и психологии
Центр специального и инклюзивного образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы