9 сентября 2016 г.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения развития одаренности

Проблема развития одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современное общество требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Современная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.


Работа с одаренными детьми – это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими подростками и взрослыми. Нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду.

Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
  1. Недостаточность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
  2. Недостаточная подготовленность учителей к индивидуализации обучения одарённых учащихся.
  3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей и недостаточная методическая и практическая помощь родителям способных и одарённых детей.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

Моделирование системы работы с одаренными детьми – процесс технологический. Ему свойственна объективная логика, и его технология есть не что иное как отражение упорядочения деятельности всех субъектов образовательного процесса в соответствии с этой логикой.

Модель содержания основной деятельности администрации школы разработана на основе системно-деятельностного подхода к управлению образованием и представляет собой конкретный план реализации управленческих функций по развитию детской одаренности.

1 направление. Распределение функций управления системой работы с одаренными детьми на различных уровнях.

2 направление. Методическая работа с административным персоналом по повышению управленческой инновационной деятельности.

3 направление. Методическая работа на уровне методической службы общеобразовательных учреждений.

4 направление. Внедрение системы стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

Таким образом, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества. В связи с этим требуется повышение квалификации учителей, просветительская работа среди родителей для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Кафедра менеджмента образования и психологии