4 октября 2016 г.

Чтение как универсальная деятельность младшего школьника

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие. В связи с этим основная задача учителя начальных классов – формирование навыков смыслового чтения. Для решения данной проблемы предлагается на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», «Уроках гражданственности Донбасса» организовать такой вид работы с текстом, как «Чтение: работа с информацией».


К.Д. Ушинский считал, что для формирования навыков смыслового чтения необходимо разделение «делового» и «художественного» чтения. В «деловом» варианте чтения статей, очерков, документальных рассказов и других познавательных текстов мы вычерпываем нужную информацию и осознаем ее. «Художественное» чтение определяет направление работы над литературными произведениями разных жанров: сказками, стихами, баснями и т.д. В традициях методической научной школы мы учимся «читать — думать, читать — чувствовать, читать — жить».

Чтобы конкретизировать деятельность по формированию читателя в 1-4 классах, необходимо рассмотреть смену приоритетных аспектов чтения по классам.

Первый этап освоения чтения — период обучения грамоте. На данном этапе преобладает учебное чтение — период несовершенного, медленного прочитывания слов. В процессе учебного чтения учитель следит за правильностью и осознанностью, наращивает «поле чтения»: ученик начинает видеть все рядом стоящие единицы речи в совокупности.

Переход на способ чтения целым словом знаменует второй этап читательской деятельности — начальный. Это самый ответственный (переломный) этап для формирования мотивации чтения.

Познавательное чтение — период освоения типовых читательских действий, типовых вопросов по любому тексту, поэтому мы и говорим о типе правильной читательской деятельности второклассников.

В III классе к понятию познавательное чтение добавится слово самостоятельное. Руководство чтением со стороны педагога становится менее очевидным, так как ученики овладели навыком правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения. Позиция учителя как квалифицированного помощника начинающего читателя меняется на позицию посредника между автором и учеником-читателем.

В III классе наступает активизация чтения-общения. Чтение текстов рассматривается как коммуникативная познавательная деятельность, что позволяет констатировать: наступил основной этап читательской деятельности, который продолжается и в IV классе.

Работа с книгой, текстом, работа с информацией как учебным материалом может быть освоена на достаточно высоком уровне при осуществлении поэтапного системного формирования читательских умений. При этом задача учителя — распределить постепенное включение аспектов читательской деятельности в урок в той последовательности, которая уже апробирована как результативная, а именно: чтение как учебная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность. Такой подход позволяет ученикам поэтапно и полноценно освоить психологически сложный, творческий, интеллектуально-чувственный вид деятельности, каким является чтение.

Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с методикой формирования навыков смыслового чтения и пополнить свой методический кейс материалами Г.М. Перовой «Чтение как универсальная деятельность младшего школьника», расположенными на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования