24 ноября 2016 г.

Метапредметная компетентность: практика формирования

Превратим алмаз возможностей в
бриллиант достижений.

22.11.2016 г. в соответствии с планом работы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, с целью диссеминации управленческого опыта реализации новых Государственных стандартов состоялась Авторская творческая мастерская директора Шахтёрской гимназии Белицкой Е.А. по теме «Метапредметная компетентность: практика формирования».

В работе приняли участие методисты Центра менеджмента и аттестации Донецкого РИДПО Гайманова Т.Г., Коваль Н.Н., заместитель главы администрации г.Шахтёрска Катанцева О.В., начальник управления образования Федоренко А.Н., работники методического кабинета, руководители общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Участники встречи ознакомились с практическими материалами по реализации новых Государственных образовательных стандартов, посетив виртуальную экскурсию по гимназии.

С 2009 г. педагогический коллектив Шахтёрской гимназии – экспериментальная площадка под руководством Чернышева А.И., ректора Донецкого ИППО, по теме «Метагимназия – росток школы будущего». Поэтому наработанные материалы сегодня являются особенно актуальными, неоднократно презентовались на уровне Республики.

Как известно, новые ГОС ориентированы на субъектную позицию учителя, самостоятельность обучающихся, развитие их творческих способностей (а не ретрансляцию знаний), обеспечение подготовки к жизни на основе системно-деятельностного подхода, формирование метапредметных результатов, проектную и исследовательскую деятельность, усиление роли гражданско-патриотического воспитания.

Задача учителя сегодня – создать условия для проявления субъектности, т. е. построить учебный процесс, основанный на самоуправлении, самооценке, самоконтроле, где учитель является вдохновителем-мотиватором и помощником. Участники встречи посетили ряд метауроков, подтверждающих вышеназванные тезисы.

На уроке литературы в 8-А классе (учитель Кабанова Т.В.) обучающиеся в ходе решения культурологических задач ассоциативного типа выявили свой личный опыт и определили смысловой объем концепта «Донбасс».

Метапредметный результат – кластер и ментальную карту – создали учащиеся 6-А класса на уроке математики (учитель Тимченко Н.С.) и семиклассники – на уроке биологии (учитель Кобелева Е.В.).

Учащиеся 9-А класса на истории демонстрировали личностные и метапредметные результаты; интеграцию предметов: страноведение, лексикология, история – осуществила учитель английского языка Тимченко О.В. в 7-Б классе.

В ходе изучения метатемы «Здоровье» на уроке гражданственности второклассники с Кладько Н.В. ознакомились с зелёной аптекой Донбасса.

Использование метода фишбоун в 4-А классе (учитель Кузеванова С.Н.) позволило осуществить деятельностный подход в обучении русскому языку.

В ходе посещения воспитательных мероприятий и предметов компонента образовательной организации гости гимназии ознакомились с особенностями преподавания курса «Искусство учиться» (учитель Тверская Е.Ю.). Третьеклассники учились составлять элементарные алгоритмы в творческой лаборатории «Учусь, умею, знаю».

При изучении метатемы «Успех» в рамках курса «Знак» учитель математики Ярёменко Л.Г. и учитель химии Горб Е.А. формировали логические универсальные действия восьмиклассников, создавали траекторию развития ребёнка.

В рамках метапроекта «Донбасс – моё Отечество» вниманию присутствующих было представлено заседание клуба «Интернационалист», которому исполнилось 10 лет (руководитель Аксёнова И.А.). Очень эмоциональной стала презентация макета книги «Белые журавли Шахтёрска» о погибших ополченцах, выпускниках гимназии и жителях города Шахтёрска и Шахтёрского района. В клубе любителей английского языка викторину «Времена года и погода» проводила Канарь И.И. Руководитель Клуба «МАН» Дубатовка С.А. провела заседание круглого стола. Пятиклассники составляли Дорожную карту участника Малой академии наук гимназии.

Много положительных отзывов оставили гости гимназии после посещения арт-гостиной «Мне дали имя при крещении – Анна» (Посвящение А.Ахматовой). Заведующий библиотекой Елисеева Л.Ю. вместе с десятиклассниками представили арт-проект в рамках Клуба «Вдохновение», которому исполнилось 20 лет со дня основания. В Арт-мастерской педагог-психолог гимназии Белецкая И.В. с детьми льготной категории создавала образовательный продукт – арт-объекты – в рамках пространства вдохновения.

Кульминацией встречи стала презентация гимназистами проекта «Донбасс – моё Отечество» (заместитель директора по ВР Новоселецкая Н.В.). Ребята провели экскурсию по фотостендам: «Гордость и слава Донбасса», «Мой родной город», «Памятные места Донбасса». Неизгладимое впечатление оставили в памяти гостей трогательные очерки «Священная война», «Память – синоним бессмертия», «Боль наша – Афганистан», «Обожжённый Шахтёрск – 2014», «Мирный Донбасс».

Подводя итоги работы Авторской творческой мастерской (директор Шахтёрской гимназии Белицкая Екатерина Анатольевна), участники встречи отметили, что наиболее актуальными сегодня являются менеджерские компетенции: планово-прогностические (способность к разработке стратегии развития образовательной организации) и организаторские (способность создать команду единомышленников, нацеленную на результат).

Ориентация на творчество, поиск новых идей, выбор оптимального варианта, самостоятельность, инициативность – вот качества современного руководителя, способного успешно управлять развитием образовательной организации.

С материалами Авторской творческой мастерской можно ознакомиться на сайте методического кабинета управления образования администрации г.Шахтёрска: mk-shahtersk.ucor.org и сайте Шахтёрской гимназии gimnaz.com.



Методический кабинет управления образования администрации г.Шахтерск

Центр менеджмента и аттестации