30 декабря 2016 г.

Мониторинг качества образования на основе сравнительно-динамического анализа

Руководствуясь решением коллегии Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «О внедрении мониторингового подхода к изучению состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам» (ПК - 4/3 от 27.09.2016), городским методическим кабинетом отдела образования администрации г. Снежное (заведующая Л. Е. Фоменко) проведен семинар для руководителей образовательных организаций г. Снежное. В ходе работы семинара были рассмотрены вопросы формирования механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации оценки процессов обучения и координации деятельности всех участников мониторинга по обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и общеобразовательной организацией. В работе семинара приняли участие начальник отдела образования администрации г. Снежное. И. И. Киселева и специалисты отдела образования Э. В. Земляная, Ю. В. Куркова, Т. В. Руденко.

Примером в организации мониторинговых исследований стала Муниципальная средняя школа № 5, где и проходил семинар руководителей образовательных организаций. Коллектив МОУ СШ № 5 г. Снежное поделился опытом проведения мониторинга качества образования на основе сравнительно-динамического анализа.

На подготовительном этапе – педагогами и психологической службой была проведена следующая работа: изучение теоретического минимума по мониторингу качества образования; разработка технологической карты отслеживания степени обучения и индивидуальной карты развития обучающегося, мониторинговой тетради учителя-предметника; создание алгоритма проведения мониторинговых процедур учителями-предметниками, классными руководителями, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, психологом. В школе была создана система учета и анализа уровня реализации потенциальных интеллектуальных возможностей обучающихся.

Эффективное управление качеством образования, постоянная исследовательская деятельность администрации школы, правильное информационно-методическое сопровождение мониторингового исследования обеспечили непрерывное слежение за всеми сторонами учебно-воспитательного процесса. При определении степени обучения, методом мониторинга, педагоги накапливают информацию о школьниках. Администрация, в свою очередь, получает сведения об учителе: состояние преподавания предмета, уровень профессионального мастерства и методической культуры, результативность работы по по­вышению квалификации.
Информация, полученная в результате мониторинга, используется для стимулирования деятельности учителя, подвигает его работать на конечный результат – уровень остаточных знаний обучающегося. Сравнение результатов итоговых оценок и контрольных срезов знаний корректирует работу учителя, способствует изменению качественных параметров. Администрация, исходя из анализа результатов рейтинга учителей за несколько периодов, имеет возможность более качественно и целенаправленно организовать работу по оказанию методической помощи учителю.

В рамках семинара рассмотрены вопросы преемственности, проведения мониторинга на всех ступенях обучения и определены новые подходы к проведению мониторинговых исследований, интерпретации результатов, использования инструментария.

 Кафедра менеджмента образования и психологии

Отдел мониторинга качества образования