На современном этапе развития образования наблюдается общая тенденция сближения естественных и гуманитарных наук. Различные отрасли науки постепенно начинают функционировать в одной и той же сфере практической деятельности. Круг научных дисциплин, вовлеченных в решение производственных задач, постоянно расширяется. Кроме того, одни и те же области науки синхронно начинают выполнять различные функции. Так, естествознание, или технические дисциплины, не только теоретически обосновывают деятельность людей в сфере материального производства, но и вместе с общественно-гуманитарными дисциплинами, с философией выполняют мировоззренческую функцию, формируют духовный мир личности.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в том, что (по Гранатову Г.Г.):
- они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
- осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т.д.);
- являются самостоятельными частями единой системы знаний науки о природе, обществе и мышлении;
- имеют фундаментальную ценность для человека, ибо она сама своим социокультурным происхождением выражает единство природы и общества.
Все это обусловливает усиление связей между дисциплинами гуманитарного и естественного циклов в образовательной системе.
Интегративные образовательные процессы в сфере естественных и гуманитарных учебных дисциплин базируются на методологических и общенаучных предпосылках интеграции гуманитарных и естественных наук. Но, в то же время, каждая отдельная наука имеет свой особый предмет исследования и специфические методы изучения и исследования, присущие именно этому направлению деятельности. Между методологиями естественнонаучного и гуманитарного познания также существуют различия, что следует из различия предметов их исследования.
Специфика естественнонаучной культуры состоит, прежде всего, в том, что:
- знание о природе – это наиболее достоверный массив человеческого знания;
- естественнонаучные знания имеют большое значение для существования человека и общества, отличаются высокой степенью объективности и математизации, постоянно совершенствуются в логико-понятийном плане;
- для человека естественнонаучная культура является важнейшим средством социализации и основанием для формирования у него общей картины мира и места человека в нем.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что:
- в гуманитарном знании преобладают интересы человека, личности, субъекта определенной деятельности, индивида, принадлежащего к какой-то конкретной социальной группе;
- гуманитарная культура основывается на знаниях общественных наук: этики, религиоведения, юриспруденции, искусствоведения, философии, литературоведения, педагогики и других наук и является более субъективным знанием общества;
- ценности гуманитарных наук (гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д.) имеют решающее значение в целенаправленной деятельности людей, в социальной адаптации индивида, поскольку поднимают человека от состояния животного эгоизма к сознательной общественной жизни.
В современном образовательном пространстве также наблюдается пересмотр приоритетности целей как естественнонаучного, так и гуманитарного направлений, что связано с взаимопроникновением естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, а с другой – с усилением роли гуманитарного образования. Если определить эти тенденции, то они такие:
- развитие гуманитаризации естественнонаучного образования как важной системообразующей составляющей новой гуманистической педагогической парадигмы, как структурного элемента и средства гуманизации образования;
- наращивание гуманитарных знаний в содержании школьных естественнонаучных дисциплин, раскрывающих национальный характер образования;
- рассмотрение философских категорий, элементов истории философии, методологического знания, касающиеся естественных наук как единого гуманитарного знания и т.д.
Исходя из этого, предлагается построение диалога гуманитарных и естественнонаучных школьных дисциплин на основе межпредметных связей, диалог гуманитарного и естественно-научного мышления и т.д.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания