Успешное взаимодействие классного руководителя с семьями обучающихся определяется соблюдением педагогом ряда правил:
- к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Классный руководитель должен постараться собрать следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и её материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интерес родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять уклад жизни его семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Классному руководителю следует помнить, что родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребёнка, а что не очень и требует исправления.
Предлагаем несколько возможных методик изучения семей обучающихся, которые может использовать классный руководитель в своей практической деятельности:
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр воспитания и развития творческой личности