9 декабря 2016 г.

III Международный педагогический форум «Русский мир. Образование будущего» в городе Сочи

6-7 декабря 2016 года делегация русистов представляла филологическую школу Донецкой Народной Республики на III Международном педагогическом форуме «Русский мир. Образование будущего» в городе Сочи (Российская Федерация).

Форум проводился Санкт-Петербургским государственным университетом, фондом «Русский мир» и Российской академией образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Главной целью Педагогического форума является сохранение и передача новым поколениям главного духовного и культурного достояния России – истории её языка и литературы. Программа форума была нацелена на обсуждение актуальных проблем преподавания русского языка и литературы ведущими российскими и зарубежными русистами.

В рамках культурной программы форума участники смогли познакомиться с деятельностью образовательного центра «Сириус», созданного Образовательным фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.

В очном туре конкурсной программы  образовательных проектов III Международного педагогического форума «Русский мир. Образование будущего» приняли участие победители заочного этапа.  Приятно отметить тот факт, что среди пятидесяти победителей заочного тура пятеро – русисты Донецкой Народной Республики, которые удостоились права презентовать образовательные проекты на форуме: В.И.Теркулов, заведующий кафедрой русского языка филологического факультета Донецкого национального университета, доктор филологических наук, профессор (проект «Студенческая Экспериментальная лаборатория исследования тенденций аббревиаций: цели, задачи, достижения»), А.А.Кораблёв, профессор кафедры истории русской литературы и теории словесности филологического факультета Донецкого национального университета, доктор филологических наук (проект «Опыты криптологического анализа»); Л.В.Мельникова, заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования (проект «Художественные чтения: «Донбасс в зеркале русского слова» /в рамках Года чтения в Донецкой Народной Республике/); И.Н.Данилова (проект «Погружаемся в удивительный мир русской литературы – программы самореализации по литературе для учащихся 9-11 классов как средство активизации читательской деятельности школьника»); Н.В.Шаннани (проект «Видеотека бинарных уроков «1 + 1 = бесконечность»).

Русисты достойно представили образовательный контент Республики.


Первое место в конкурсной программе и грант на развитие образовательного проекта получил В.И.Теркулов. Поздравляем Вячеслава Исаевича с заслуженной победой, желаем творческих успехов и новых побед.

Основные мероприятия программы Педагогического форума прошли в Конгресс-центре гостиницы «Жемчужина» города Сочи (РФ).

На церемонии открытия III Международного педагогического форума с приветственными словами к участникам обратились Л.А.Вербицкая, президент Российской академии образования, президент Санкт-Петербургского государственного университета, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Россия, Санкт-Петербург); В.В.Кочин, исполнительный директор фонда «Русский мир» (Россия, Москва) и другие почетные гости форума.

Поздравления в адрес участников форума пришли от Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец, Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю.Васильевой.

Свои поздравления педагогам направил полномочный представитель Президента России в Южном округе В.В.Устинов.

Пленарное заседание открыл М.А.Марусенко, профессор филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, Санкт-Петербург). Михаил Александрович представил доклад «Русский язык в Новом языковом порядке».

С.И.Богданов, и.о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Россия, Санкт-Петербург), рассказал о месте государственного языка Российской Федерации в системе образования современной России.

После брифинга для прессы началась работа секций: «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных школах»; «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных вузах»; «Программы поддержки чтения на русском языке»; «Проблемы преподавания русского языка как государственного в образовательных учреждениях РФ»; «Преподавание русского языка и литературы в условиях мультикультуризма»; «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных вузах»; «Проблемы преподавания русского языка как государственного в образовательных учреждениях РФ»; «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных школах».

На секциях поднимались актуальные вопросы современного филологического пространства: русский язык как государственный язык Российской Федерации, государственный язык в Законе, работа учителя в условиях многоязычного класса, школьный толковой энциклопедический словарь русского языка, используемого в функции государственного, педагогическая интерпретация синтетической художественной культуры в иноязычном образовании, формирование грамотности в контексте школьного образования, лаборатория DIGI учебника, роль лингвистического анализа художественного текста в школьных курсах русского языка и литература, проблемы университетского обучения филологов-русистов в Германии, русский язык как иностранный, современные образовательные программы как способ продвижения русского языка и культуры, использование современных технологий онлайн-обучения в Русской школе за рубежом, мотивация к чтению классической литературы, Гильдия словесников: чем может помочь читающему человеку профессиональная ассоциация?, чтение с увлечением: технологии продвижения чтения студентов, современный подросток: читать или не читать? и др.

В этот же день прошли круглые столы: «Преподавание русского языка и литературы в условиях мультилингвизма», «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных вузах», «Проблемы преподавания русского языка как государственного в образовательных учреждениях РФ», «Проблемы филологического образования в российских и зарубежных школах».

Второй день форума был посвящён конкурсной программе, где русисты презентовали образовательные проекты по следующим направлениям: «Русская школа за рубежом и современная российская школа», «Развитие чтения на русском языке», «Преподавание дисциплин современной русистика в вузах», «Зарубежная русистика», «Инновационные методы и технологии преподавания русского языка и литературы в дистанционном формате».


Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел русского языка и литературы