3 марта 2017 г.

От профессиональной компетентности библиотекаря к творческому читателю

В конце февраля 2017 г. в методическом центре управления образования администрации г. Макеевки состоялась творческая мастерская для школьных библиотекарей по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в организации деятельности школьной библиотеки по воспитанию читательской, патриотической и гражданской активности обучающихся». В заседании библиотечной мастерской активное участие приняли и аттестующиеся библиотекари. Они ознакомили коллег с различными формами, методами и приёмами библиотечного обслуживания читателей, используя в своей работе как традиционные, так и информационные технологии. Модератор мероприятия – Утянская Т.С., методист методического центра.

Большой интерес вызвали у школьных библиотекарей представленные материалы с электронными презентациями из опыта работы заведующих библиотеками – Сергиной Н.Т. (МОШ № 12), Рябовой С.А. (МОШ № 49), Майбороды Н.Г. (МОШ № 62). Их выступления пронизаны новизной в плане использования информационных технологий, которые они применяют в библиотечной деятельности – видео реклама книг «Буктрейлеры», патриотические видеоролики, электронные читательские дневники, скрайбинг-технологии, структурирование информации.

Структурирование информации Рябова С.А. (МОШ № 49) использует для запоминания любой информации: больших или малых объёмов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причём изменения существенные, как количественные, так и качественные, прозвучало в её выступлении. Использование инноваций в работе этих школьных библиотек способствует стать обучающимся победителями в интеллектуальных дистанционных и очных конкурсах, организованных методическим центром для различных возрастных категорий читателей.
Интересными и содержательными были выступления, сопровождающиеся видеороликами и презентациями заведующих библиотеками – Филенко В.М. (МОШ № 4), Дранёвой С.И. (МОШ № 57), которые раскрыли формы массовой работы с читателями. Весомыми были заседания литературных гостиных по творчеству писателей и поэтов родного края, как заочных путешествий, так и очных встреч – встреча с поэтом города В.В.Кокоренко «Я эти строки посвящаю…», заочное путешествие по творческому наследию писателей «Кто создан из камня, кто создан из глины…– мне имя Марина» в (МОШ № 4), встреча с бардами «Авторская песня ХХ-ХХ1 века», «С любовью по жизни…» в (МОШ №№ 4, 57), «Великая Победа – прошлое и настоящее» в (МОШ № 57), «Святыня» в (МОШ № 4), где обсуждалась проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания наших детей и осуждение тех, кто оскверняет памятники нашей истории.

Патриотизм – понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание истории своего народа – вот неполный набор основ системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного строя. Патриотизм в конечном итоге становится связующей нитью разных поколений.

Именно чтение литературы по истории Республики, книг о Великой Отечественной войне, о событиях, которые происходят сегодня, и встречи с молодыми поэтами-писателями родного края позволяют провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно-политическим и историческим событиям.

Не менее ярким было выступление Усович О.П. (МОШ № 72), презентовавшей свой опыт работы по теме «Современный школьный библиотекарь – активный пользователь основными информационными технологиями по популяризации книги и чтения».

Колинько Н.Н. (МОШ № 8) ознакомила всех присутствующих с программой по использованию дискуссионных форм работы как результативный способ по формирования духовно-нравственного потенциала молодого поколения. В проведённом ею дискуссионном мероприятии по творчеству Киплинга, ребята приняли активное участие в обсуждении его «Письма к сыну» в рамках диспута «Зачем я живу на земле?», связав материал с современностью, акцентировав внимание на то, что такие мероприятия являются частью совместной деятельности педколлектива и обучающихся средней и старшей школы.
Использование дискуссионных форм работы – это весьма результативный способ по проблеме формирования духовно-нравственного потенциала молодого поколения. Присутствующие сделали вывод, что главная задача школьного библиотекаря – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.

В завершение заседания библиотечной мастерской была представлена электронная книжная выставка писателей и поэтов-юбиляров – 2017 года «Мы из Донбасса», подготовленная Елисовецкой Л.П. (МОШ № 92).

Все мероприятия, посвящённые историческому наследию родного края, способствуют не только гражданскому самоопределению, но и развитию исторического самосознания личности (соотнесение своей судьбы с историей Республики), что очень важно для воспитания гражданина-патриота.

К глубокому сожалению следует признать, что в последние десятилетия культура чтения претерпела большие изменения. Причём изменения как количественные, так и качественные. Мы не только уже никак не можем претендовать на звание «самой читающей страны в мире», но и почти разучились читать просто ради удовольствия. Основная тенденция последних лет – утрата исключительной роли чтения в жизни общества. Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Без чтения немыслима интеграция личности в культуру, включающую весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения, традиций, характеризующих общество. Между тем, эта полезная привычка даёт нам целый букет приятнейших бонусов, которые пригодятся в жизни любому человеку. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, безопасность и конкурентоспособность страны, подвела итоги Светлана Рябова (МОШ № 49).
В обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.

В настоящее время инновации затронули абсолютно все виды человеческой деятельности. Библиотечное дело не явилось исключением. Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию, прежде всего, школьного библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Мы не знаем, насколько далеко зайдёт научно-технический прогресс и окончательно ли любовь к чтению погаснет, но мы знаем точно – чтение книг делает нас лучше, добрее. И потому школьному библиотекарю надо постоянно стремиться быть интересным, привлекательным для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

На данном мероприятии заведующие библиотеками получили дипломы, грамоты, сертификаты управления образования администрации г. Макеевки и методического центра за организационно-методическое сопровождение победителей городских интеллектуальных дистанционных конкурсов, что ещё раз подтверждает конкретное переосмысление профессиональной деятельности школьного библиотекаря.

Методический центр управления образования администрации г. Макеевки