3 марта 2017 г.

Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения учащихся

Рассматривая проблему особенности подросткового возраста в контексте самоопределения, Л.С.Выготский указывал на три аспекта созревания. Ранее в истории развития человеческого общества точки полового и социального созревания совпадали, тогда как половое органическое созревание наступало, как правило, через несколько лет. В современном ребёнке все три линии развития разошлись. Сейчас мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое, и через некоторое время – социальное. Такое различие, по мнению Выготского, способствовало выделению подросткового возраста как особого периода между детством и зрелостью. Самосознание является одним из значимых элементов психологического склада личности, который регулирует деятельность и поведение человека. В подростковом и юношеском возрасте становления самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы.

Никогда раньше подрастающее поколение не было настоль длительный срок отделено институционально от мира взрослых, никогда ещё сочетание культурной самостоятельности и экономической зависимости не было таким драматичным и конфликтным как в настоящее время. Отвоевав себе определённый пространственно-временной "отсек жизни", в котором можно быть относительно свободными от необходимости социализации и интеграции в общество, молодые люди остались один на один со своими внутренними проблемами. Это дало основания применить к этому периоду понятие "Психологический мораторий".

В современном профессиональном мире существует разделение труда и приходится с этим соглашаться, особенно при проектировании собственных жизненных планов. Пожалуй, самым сложным проектом можно назвать жизненное и профессиональное самоопределение, готовность к которому становится социальной необходимостью, параметром развития личности. В настоящее время определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция. Именно поэтому современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивает творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия окружающей действительности.

Какими были раньше цели и ценности профориентационной работы? Формирование социально необходимой модели будущего участника трудовых отношений и помощь ученику в выборе одного из типичных сценариев профессионального становления, прежде всего, в условиях индустриальной экономики. При этом считали, что успешный профессиональный старт однозначно гарантирует успешность карьеры, а самый верный сценарий карьеры – это работа в одной и только одной профессиональной области. Изменения в экономике приводят к необходимости быть готовым к множественной карьере, изменениям видов профессиональной деятельности и профессиональному обучению или переобучению на протяжении всей жизни.

Развитие системы помощи молодым в принятии решения о выборе карьеры связано с именем Франко Парсонса, который в начале ХХ века определил в акте выбора три главных фактора:

1. Чёткое понимание себя, склонностей, способностей, ресурсов, ограничений и других личностных качеств.

2. Знание о требованиях и условиях достижения успеха, преимуществ и недостатков знаний, выгод и препятствий, возможностях и перспективах в различных профессиональных направлениях.

3. Взвешенное представления этих двух групп факторов.

Исследование вопросов о личных способностях, навыков и ценностей, профессиональных представлений может проходить в форме работы с письменными заданиями, опросниками и психометрических тестов. Важно понимать, что тесты и оценочные упражнения – не более, чем средство для стимулирования дискуссии и развития самопонимания.

Опросник профессиональных интересов может базироваться на 6 категориях Дж.Холланда, который выделил 6 типов людей – «реалистичный», «интеллектуальный», «конвенциональный», «предпринимательский», «социальный» и «артистический». Согласно этой теории, человек ищет и создаёт рабочее окружение, которое позволяет ему проявить свои личностные различия и ценности. Вторая модель структуры профессиональных интересов представлена в широко известной типологии Климова, связанной с предметным содержанием деятельности.

Литература

1. Тадиян С.В. Разработка методики диагностики механизмов оценки личности в школьном возрасте // Практич. психология и социальная работа. – 2012. – № 3.-С.40-49.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания