Задачи,
поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации отдельных
звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.
Это прежде всего:
–
организация личностно-ориентированного образовательного
процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их
познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими
пути профессионального самоопределения;
–
исключения методов принуждения к учению и использование
таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая
чувство успеха, движения вперёд, развития;
–
расширение возможностей для индивидуализации
образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и
профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и
практической деятельности учащихся;
–
обеспечение интеграции и прикладной практической
направленности изучения учебного материала базовых разделов по основным
«сквозным образовательным линиям», таким как «Основы проектирования», «Основы
предпринимательства», «Профессиональное самоопределение», «Черчение и графика»
и др.;
–
формирование личной ответственности учащихся за трудовую
деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;
–
использование технологии обработки материала, помогающее
усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объём
осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;
–
соответствие формы деятельности её содержанию;
–
использование таких форм контроля и оценки знаний,
которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания,
карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы
знаний, компьютерные презентации и др.);
–
самоанализ, коллективное творческое самоуправление,
содружество с родителями.
–
Претворение в практику обучения этих форм служит в первую
очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».
Деятельность
учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям,
он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика,
вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера).
На первый план выходит профессионализм учителя.
Подготовка учителя
трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его
профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе
образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося
возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.
Перед учителем
трудового обучения встают задачи:
·
формирование у школьников принципиально иной психологии:
активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;
·
отстаивания своей позиции и точки зрения;
·
ответственности за результаты и последствия своей
деятельности.
Преуспеть в этом
может лишь тот, кто научится чётко определять цель деятельности, выбирать
наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход
работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать
трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения
практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и
коллективных творческих проектов.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел технологий