2 марта 2017 г.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

Современная дошкольная образовательная организация призвана обеспечить условия для саморазвития и самореализации ребёнка, способствовать исследовательской активности и инициативности дошкольника.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем возрасте, и вначале представляет собой простое экспериментирование с предметами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей, а также самостоятельная детская деятельность организуется в ДОО(У) в различных формах. Широко используются такие формы, как: экспериментирование, сбор информации, рассматривание картин, беседы, исследовательская деятельность, прогулки, экскурсии, путешествия, наблюдения, коллекционирование и др.

  • Значение исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста неоценимо. Благодаря ей у дошкольников:
  • обогащается память, активизируются мыслительные процессы;
  • формируется активный словарь;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций;
  • формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивается эмоциональная сфера, развиваются творческие способности.

Предлагаем педагогам ДОО(У) использовать в работе по познавательному развитию книгу доктора педагогических наук, профессора МПГУ А.И.Савенкова «Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания». Книга посвящена мало разработанной на уровне практики дошкольного образования проблеме – обучению ребёнка процессу самостоятельного приобретения знаний путем собственного исследовательского поиска, знакомит с педагогической технологией проведения учебных исследований с дошкольниками.

Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел дошкольного образования