5 апреля 2017 г.

Маркеры игрового пространства в дошкольной образовательной организации

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребёнок проявляет больше фантазии и воображения, чем во многих других видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, а в случае необходимости, любой ребёнок мог бы уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.

Что же такое – маркеры игрового пространства? Это – знаки или макеты для сюжетных игр, указывающие на место действия и обстановку, в которой оно происходит.

Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развёртывания детьми сюжетных комбинаций в игре может быть макет: уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического – сказочного).

В дошкольных образовательных учреждениях нужен, прежде всего «универсальный» макет, т.е. тематический многозначный маркер игрового пространства. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа: макеты-модели представляющие собой уменьшенные целостные объекты и макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих его объектов.

Макет-модель представляет собой плоскость с закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями в соответствии с сюжетом (здания, транспорт), а дополнениями служат персонажи и событийные предметы, «жизненно важные» атрибуты, которые дети расставляют по своему желанию. В играх с макетами темы игр придумывают сам ребёнок, обозначает конкретную цель, самостоятельно дополняет их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Использование в самостоятельной игровой деятельности детей различных маркеров игрового пространства способствует познавательно-исследовательской активности дошкольников, формирует и развивает их воображение и творчество.
 
Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел дошкольного образования