Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он
перестает учиться, он перестает быть учителем.
К.Д. Ушинский
18 мая отдел русского языка и литературы Донецкого РИДПО
провёл для учителей-словесников со стажем работы до 10 лет интегрированное веб-мероприятие: Педагогическую студию
новейших технологий и Студию победителей конкурсов педагогического
мастерства.
Темой второго занятия стала проблема моделирования
метапредметного урока русского языка и литературы в условиях ГОС.
Спикеры педагогической студии (Рубинская Н.О., методист
ОРЯЛ, и Болотникова О.А.,
учитель МОУ «Гимназия № 6 города Донецка», победитель конкурса педагогического
мастерства «45 минут славы» 2017 года – диплом III степени) продолжили тему, обозначенную на первом
занятии, предложив слушателям теоретикум и практико-ориентированные
методические рекомендации по моделированию метапредметного урока русского языка
и литературы.
Во время вебинара Рубинская Н.О. дала
рекомендации словесникам по формулированию тем и проведению метапредметных
уроков литературы в 6, 8, 10, 11 классах в соответствии с действующей программой,
продемонстрировав на конкретных примерах возможности учителя по сценированию метаурока.
Так, тема «МетаСовесть» (11 класс) может объединить три произведения: повесть Ю. Трифонова «Обмен», повесть В. Быкова «Сотников» и
изученный в 10 классе роман Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание». Или, например, в ходе изучения рассказа О’Генри «Дары волхвов» можно обратить внимание обучающиеся на тот
факт, что герои произведения достигают своей цели не только благодаря моральным
качествам, но и благодаря умению планировать и рассчитывать семейный бюджет.
После изучения рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» (6 класс) или
научно-фантастического романа
А. Беляева «Человек-амфибия» (8 класс) можно предложить обучающимся
подготовить предварительное домашнее задание: видеопрезентацию
научно-популярного характера, связанную с проблемами, обозначенными автором в
произведении. Как писал К.Д. Ушинский, «сделать учебную работу
насколько возможно интересной для ребенка и
не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач».
Болотникова
О.А. провела для участников Студии дистанционный мастер-класс «"Знак" как метапредмет и способ
представления содержания учебного материала на уроках русского языка и
литературы», где
проафишировала технологию проектирования
метапредметного пространства, направленного на формирование жизненной
компетентности обучающегося как основной цели и результата образования. Ольга
Анатольевна ознакомила словесников с понятием «опорный компакт», (структурированная система опорных сигналов,
передача большого объема информации при незначительном графическом объеме; опорные
образы, наполненные исчерпывающей учебной информацией в алгоритмическом порядке),
убедила учителей в перспективности использования компактов на уроках
русского языка и литературы, предложила инструкцию по составлению опорных
компактов, а также образцы литературных и лингвистических компактов; спикер эскизно
смоделировала метапредметный урок русского языка в 5 классе (тема «Полная
и краткая форма имен прилагательных», тип – урок открытия новых знаний)
и пригласила слушателей Студии вместе создавать гармоничное метапредметное
пространство.
Следующее занятие состоится в очной форме 24 августа во
время августовской педагогической студии, где Болотникова О.А. проведёт для участников открытый урок, в
веб-формате – 28 сентября.
С материалами
Педагогической студии и Студии победителей конкурсов педагогического мастерства
можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ (страницы «Вебинары» и «Для молодых
специалистов»). Видео доступно по
ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=N1zHxXM9UmY
Кафедра
общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел
русского языка и литературы