22 мая 2017 г.

Новая школа – новый учитель: все начинается с нас! Педагогическая студия новейших технологий для учителей-словесников

Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учиться, он перестает быть учителем.

К.Д. Ушинский

18 мая отдел русского языка и литературы Донецкого РИДПО провёл для учителей-словесников со стажем работы до 10 лет интегрированное веб-мероприятие: Педагогическую студию новейших технологий и Студию победителей конкурсов педагогического мастерства.

Темой второго занятия стала проблема моделирования метапредметного урока русского языка и литературы в условиях ГОС.

Спикеры педагогической студии (Рубинская Н.О., методист ОРЯЛ, и Болотникова О.А., учитель МОУ «Гимназия № 6 города Донецка», победитель конкурса педагогического мастерства «45 минут славы» 2017 года – диплом III степени) продолжили тему, обозначенную на первом занятии, предложив слушателям теоретикум и практико-ориентированные методические рекомендации по моделированию метапредметного урока русского языка и литературы.

Во время вебинара Рубинская Н.О. дала рекомендации словесникам по формулированию тем и проведению метапредметных уроков литературы в 6, 8, 10, 11 классах в соответствии с действующей программой, продемонстрировав на конкретных примерах возможности учителя по сценированию метаурока. Так, тема «МетаСовесть» (11 класс) может объединить три произведения: повесть Ю. Трифонова «Обмен», повесть В. Быкова «Сотников» и изученный в 10 классе роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Или, например, в ходе изучения рассказа О’Генри «Дары волхвов» можно обратить внимание обучающиеся на тот факт, что герои произведения достигают своей цели не только благодаря моральным качествам, но и благодаря умению планировать и рассчитывать семейный бюджет. После изучения рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» (6 класс) или научно-фантастического романа А. Беляева «Человек-амфибия» (8 класс) можно предложить обучающимся подготовить предварительное домашнее задание: видеопрезентацию научно-популярного характера, связанную с проблемами, обозначенными автором в произведении. Как писал К.Д. Ушинский, «сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач».

Болотникова О.А. провела для участников Студии дистанционный мастер-класс «"Знак" как метапредмет и способ представления содержания учебного материала на уроках русского языка и литературы», где проафишировала технологию проектирования метапредметного пространства, направленного на формирование жизненной компетентности обучающегося как основной цели и результата образования. Ольга Анатольевна ознакомила словесников с понятием «опорный компакт», (структурированная система опорных сигналов, передача большого объема информации при незначительном графическом объеме; опорные образы, наполненные исчерпывающей учебной информацией в алгоритмическом порядке), убедила учителей в перспективности использования компактов на уроках русского языка и литературы, предложила инструкцию по составлению опорных компактов, а также образцы литературных и лингвистических компактов; спикер эскизно смоделировала метапредметный урок русского языка в 5 классе (тема «Полная и краткая форма имен прилагательных», тип – урок открытия новых знаний) и пригласила слушателей Студии вместе создавать гармоничное метапредметное пространство.

Следующее занятие состоится в очной форме 24 августа во время августовской педагогической студии, где Болотникова О.А. проведёт для участников открытый урок, в веб-формате – 28 сентября.

С материалами Педагогической студии и Студии победителей конкурсов педагогического мастерства можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ (страницы «Вебинары» и «Для молодых специалистов»). Видео доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=N1zHxXM9UmY

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания


Отдел русского языка и литературы