14 июня 2017 г.

Особенности использования исторического материала в школьном курсе химии

Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность обучающихся. Для достижения этой цели нужны эффективные методики и инновации в преподавании химии.

К инновациям относят метод интеграции. Интеграция может осуществляться на следующих уровнях: умений и навыков наблюдения; интегрированных уроков (создаются условия для использования заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы); умений и навыков работы с информацией по истории. Интеграция позволяет оптимизировать учебный процесс и обеспечить его наибольшую эффективность и результативность. Исторические сведения, используемые на уроках химии, делают учебный материал более содержательным, облегчают его восприятия, вызывают интерес к предмету. Материал из истории может быть эффективен при изучении определенных тем школьного курса химии. Исторические сведения не должны быть самоцелью и занимать много места на уроке. Практика показывает, что тщательно отобранную историческую информацию рациональнее представлять как:

- историческую справку учителя или учеников (например, исторические сведения о химических производствах, сведения о становлении и развитии химических теории);

- демонстрацию портретов ученых и других средств статической наглядности;

- воспроизведение исторического эксперимента (например, при изучении темы воздух целесообразно познакомить учащихся с историческим экспериментом, позволившим установить состав и описать ряд свойств воздуха).

- доклады или сообщения учащихся (например, об истории открытия химических элементов и происхождении их названия, историко-биографические данные об учёных-химиках, получении и применении в хозяйственной деятельности некоторых важных веществ);

- исторические дискуссии;

- проблемные ситуации с использованием исторического материала, разрешение которых требует использования предметных знаний и жизненного опыта учащихся.

- индивидуальные и групповые задания с использованием историко-химического содержания;

- создание газет, плакатов, стендов по актуальным вопросам истории химии;

- решение химических задач, составленных на основе исторического материала.

Особый интерес представляют задачи, составленные на основе исторического материала.

Например:

1) Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в 1812 г. нашёл, что в результате обжига на воздухе 9,93 г серного колчедана FeS2образуется остаток массой 6,6 г. Проверьте эти данные путем расчета.

2) Французский химик Антуан Лоран Лавуазье установил, что при сжигании угля в кислороде не имеет места изменение объемов газов. Правильно ли это наблюдение Лавуазье?

3) Английский химик Генри Кавендиш заметил (1781), что при взрыве смеси водорода с воздухом в эвдиометре с помощью электрических искр, образующаяся вода содержит азотную кислоту. Чем можно объяснить образование азотной кислоты в опытах Кавендиша?

Наиболее обширные исторические материалы, а также поэтические тексты, связанные с химией, библиографические списки целесообразно помещать на специальном стенде в кабинете химии под названием «Это интересно» или «Сегодня на уроке».

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Применение исторического подхода в обучении химии расширяет горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует саморазвитию личности, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному повышению качества знаний учащихся.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин