21 июня 2017 г.

Научно-методический тьюторинг деятельности методических служб: на пути развития системы образования Донецкой Народной Республики

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. На решение задачи подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы, формирование нового поколения педагогов, владеющих современными компетенциями педагогики, психологии, методологии, и направлена система методической работы. Одной из ведущих функций центра научно-методического тьюторинга Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования является обеспечение эффективной реализации ключевых направлений деятельности методических служб через систему научно-методической и образовательной работы. Реализуется она в первую очередь путем обеспечения условий для разработки, апробации, внедрения и распространения инновационных технологий в процесс формирования содержания образования, организации учебного процесса, методического и дидактического обеспечения реализации практической подготовки, научно-исследовательской и самостоятельной работы методистов.

За период с 01 января по 30 июня 2017 года центром научно-методического тьюторинга в рамках системы постоянно действующих семинаров было проведено 1 занятие в формате кейс-стади «Модели решения проблем научно-методического сопровождения реализации ГОС ДНР», 1 семинар-практикум и 1 профессиональная супервизия «Проблемные вопросы методической оптимизации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях ДНР». Кроме того, в рамках Web-студии по теме «Технологическое развитие методиста в инновационных образовательных условиях» регулярно проводились занятия», среди которых – Web-тренинг «Педагогическое проектирование как средство формирования инновационного образовательного пространства», Web-практикум «Методологические и методические основы научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов» и Web-форум «Современные образовательные технологии как средство развития профессиональных компетентностей педагога ДНР». В работе названного Web-форума 31.05.2017 г. приняли активное участие как работники методических служб, так и педагоги школ и детских садов, а также психологи. По результатам его работы планируется выпуск электронного альманаха, раскрывающего теоретические и практические аспекты внедрения современных образовательных технологий в систему образования Республики.

Для руководителей методических служб проводится цикл профессиональных супервизий «Практика для практиков», основной целью которых является транслирование перспективного методического опыта, в том числе в вопросах преодоление возникающих трудностей, и моделирование процесса дальнейшего развития методической системы ДНР.

Уже второй год продолжает работать Е-консультационный пункт «Актуальные проблемы психологической компетентности менеджера образования». В первом полугодии 2017 г. были проведены занятия по темам «Управление как процесс принятия решений» и «Управление как реализация индивидуального стиля руководителя, личностных особенностей менеджера».

В этом году центром в работу запущен новый формат профессионального педагогического взаимодействия – методическая он-лайн сет-студия для руководителей методических служб образования ДНР «Диалог профессионалов». Методические кабинеты и центры презентуют собственные профессиональные находки по работе с молодыми специалистами, подготовке к участию в профессиональных конкурсах, внедрению инновационных технологий и т.д.

Было организовано информационное и научно-методическое сопровождение Открытого республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «45 минут славы» в 2017 году. Также осуществляется координация работы и информационное сопровождение «Мастерской победителя», «Студии победителей», «Технопарка победителей» лидеров указанного и других профессиональных конкурсов.

Центр научно-методического тьюторинга продолжает формирование единого информационно-методического пространства через работу селекторных совещаний с методическими службами Республики, создание библиотеки для работников методических служб системы образования Донецкой Народной Республики, формирование банка педагогической информации, анализ и обобщение опыта реализации ГОС, распространение инновационного педагогического и методического опыта, а также развитие собственного on-line ресурса для работников методических и психологических служб системы образования и консультирование в вопросах разработки их собственных информационных ресурсов и развития контента существующих.

Проводится работа по изучению опыта работы методического центра г. Тореза по проблеме подготовки, отбора педагогов участников конкурсов профессионального педагогического мастерства и ознакомлению с опытом работы заведующей методическим кабинетом при управлении образования администрации г. Горловки Панченко Е.Е. по проблеме «Формирование управленческой составляющей личности молодого менеджера образования».

Подробнее с системой научно-методического тьюторинга деятельности методических служб можно ознакомиться на блоге центра (http://centernmt.blogspot.com).

Кафедра менеджмента образования и психологии

Центр научно-методического тьюторинга