24 августа 2017 г.

Методологические аспекты обучения

В соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования методологической основой «Обучения грамоте», является системно-деятельностный подход, цель которого, в первую очередь, – научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребёнка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребёнок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где преобладает проблемно-поисковый метод обучения, организация исследовательской и проектной деятельности, реализация педагогики сотрудничества.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет новые требования к структуре урока обучения грамоте, а именно:
  1. Актуализация знаний и умений.
  2. Изучение материала урока:
  3. Целеполагание (процесс и результат деятельности, направленный на формулирование темы, определение целей и задач).
  4. Основной этап (создание проблемной ситуации, знакомство с новым звуком и обозначающей его буквой, работа со слого-звуковыми схемами, таблицами слогов, работа с лентой букв, упражнения на формирование навыков чтения, развитие речи).
  • Этап рефлексии.
  1. Рекомендации для работы в семье.
Обязательными требованиями к уроку являются: целеполагание через проблемную ситуацию, чередование видов деятельности (письмо-чтение), дифференциация заданий (опережающее чтение), дозированное использование игр и игровых упражнений, пропедевтика орфографии, лингвистики и т.п., поисковая работа со словарём, обсуждение внутреннего смысла пословицы, рефлексивное отношение к учению (контроль, оценка, коррекция и саморегуляция).

Предлагаем педагогам начального общего образования более детально ознакомиться с методологическими аспектами обучения грамоте, расположенными на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Методический кейс на 2017-2018 уч.г.».

 
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования