24 августа 2017 г.

Инновационно-исследовательская работа в современной школе нового типа

«Инновационно-исследовательская
деятельность в школе – тренировочный полигон
для успешного решения жизненных задач в будущем»
 
Инновации – это важная особенность современной школы. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система – глобальная система открытого, гибкого, созидающего знания.
Отметим, что инновационная деятельность – это процесс полимодальный. Новые содержательные модусы инноваций объединяясь, формируют высокий технологический уровень инновационной работы как таковой. Объединение технологических, организационных, педагогических и экономических инноваций рождает школу нового типа – школу-лабораторию или школу экспериментальную площадку. При этом обнаружение новых образовательных технологий – определяет технологические инновации. Обнаружение новых экономических механизмов, в сфере образования – экономические, новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогические инновации. Новые организационные структуры и институциональные формы в области образования формируют поле организационных инноваций.

Важной особенностью менеджмента современного школьного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, целях и задачах, непосредственно в организации труда педагогов и учащихся, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования. Новые подходы к организации и функционированию учебно-воспитательного процесса в современной школе обусловлены главным – необходимостью воспитания и формирования человека нового психологического и социального типа – личности творчески, системно и самостоятельно мыслящей.

Почему так важны для школы нового типа инновации научного характера? Ответ прост: оказавшись в новых и незнакомых ситуациях, где стандартные стереотипы не работают, жизнь требует от нас и наших детей новых нестандартных решений. Внедряя исследовательскую деятельность в школе, мы стремимся, на основе желания ребенка изучать тот или иной предмет, формировать у обучающегося стремление самостоятельно и творчески осваивать, изучать и строить новые способы решения задач в любой сфере человеческой деятельности. Инновационно-исследовательская деятельность в школе – тренировочный полигон для успешного решения жизненных задач независимо от сферы приложения личных усилий каждого.

Что мы понимаем под инновационной исследовательской деятельностью? Под исследовательской деятельностью мы можем понимать такую активизацию работы обучающегося, при которой развивается творческая деятельность, связанная с решением логических ситуаций исследовательского характера. Для осуществления направления работы необходимо умело организовать её. Чтобы работа была успешной, для этого необходимо сформировать познавательную мотивацию, познавательные интересы и способности обучающихся, научить их творчески мыслить, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда.

Отметим, что для детей и подростков работа над исследовательской темой прививает умение справляться с нестандартными задачами, формирует у школьников интерес к научному творчеству и возможности самостоятельного решения научно-исследовательских задач. Работа такого рода воспитывает интеллектуальное соперничество. Умение работать не только индивидуально, но и в группе, формируя дружеские отношения между школьниками, создает стремление добиться общей поставленной цели. Обучающиеся имеют возможность подискутировать о различных проблемах с позиции учёных, почувствовав всю гамму требований к научно-исследовательской работе.

Очевидно, что исследовательская деятельность имеет не только научный, но и воспитательный характер, она готовит выпускника школы к будущей профессиональной деятельности и помогает осуществить продуманный профессиональный выбор. Появились и новые типы образовательных учреждений – экспериментальные площадки (школы-лаборатории), что, несомненно, является отличительной приметой модернизации образовательной отрасли.

Кроме академических школ-лабораторий существуют экспериментальные площадки республиканского, городского и районного значения. Всех их объединяет то, что концепции своего развития, содержащие серьезные элементы исследовательской работы, коллективы школ разрабатывали при министерстве образования или городских (районных) отделах образования, МК и МО. Кроме того, во всех таких образовательных учреждениях, как правило, вводится должность заместителя директора по экспериментальной (или научной) работе. На эту должность обычно приглашаются либо штатные работники, имеющие ученые степени, либо совместители из высших учебных заведений.

Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).

Исследовательская деятельность обучающихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя.

На чем же следует сфокусировать внимание администрации школ в отношении успешного внедрения инновационной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в современной школе на предстоящий учебный год?

Подавляющее большинство учителей испытывают затруднения в достижении трех дидактических целей:
  • в формировании у школьников познавательных потребностей;
  • в развитии их мышления;
  • в выработке у них навыков учебного труда.
Для самих же школьников проблемой является овладение структурой и алгоритмом организации исследовательского проекта, что отличается от классической формы проектной работы.

Однако, несмотря на имеющиеся сложности, инновационно-исследовательская деятельность является достаточно перспективным направлением развития современной школы на период 2017-2018 учебного года, что, несомненно, стоит рассмотреть в качестве возможного и очень важного приоритета инновационной деятельности в новом учебном году.
 
Кафедра менеджмента образования и психологии