24 августа 2017 г.

Воспитываем граждан Донецкой Народной Республики!

Республика находится на пороге нового учебного года. Волнение и предвкушение – обычные спутники сентября. Учителя общественных дисциплин готовят планы, продумывают проекты будущих уроков. Программа курса «Уроки гражданственности Донбасса» была обновлена. Добавлены: вводные уроки, в рамках которых желательно определить с обучающимися цели и задачи курса, выбрать тему социально-ориентированного проекта, объединить обучающихся в рабочие группы, составить предварительный план реализации проекта. В конце учебного года в программе отводится три часа на защиту проекта.

Предлагаем примерный план вводного урока по курсу «Уроки гражданственности Донбасса».
Тема: Введение.

Цели и задачи: познакомить учащихся с задачами и структурой курса «Уроки гражданственности Донбасса» в новом учебном году; подготовить платформу для выполнения проекта.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о ключевых темах курса; совершенствовать умение вести дискуссию и эвристическую беседу, работать в группе.

Формируемые универсальные учебные действия:
  • предметные – выявлять характерные черты предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса;
  • метапредметные – 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: давать определения понятиям (родина, любовь к родине, семья); анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 4) личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения курса УГД.
Оборудование: схемы к уроку, мультимедийная презентация.

Тип уроков: изучение нового материала.

Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Мотивационно-целевой этап.
Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.
Любовь к родине начинается с семьи.
Фрэнсис Бэкон
Вопросы к классу:
  • Как вы понимаете высказывание философа? (Ответы учеников.)
  • Что такое Родина лично для каждого из вас?
  • Объясните, что означает «любить Родину»?
  • Как связаны Родина и семья?
Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на наших уроках.
ІІІ. Основной этап
1) В течение учебного года мы будет реализовывать проект. Какая тема кажется вам наиболее интересной и полезной (учитель предлагает на выбор несколько тем или без выбора озвучивает единую тему, с которой класс будет работать).
2) Объединитесь в группы исходя из выбора темы проекты и выполните задания:
  • исходя из темы проекта определите содержание, основные вопросы: (ключевой, тематические, содержательные);
  • распределите роли в группе;
  • составьте базовый план выполнения проекта;
  • представьте предварительную наработку классу.
(Если выбирается сложный социально-ориентированный проект, который будет реализовываться с привлечением родителей, общественных деятелей, тогда обсуждение также проводится по группам, а затем весь класс обговаривает наработки, например, можно использовать прием «Два – четыре – все вместе»).
  1. Итоги урока: окончательные выводы, озвучивание темы (тем) и основных вопросов проекта (проектов), определение работ на первом этапе, ответственных за выполнение первого этапа.
  2. Рефлексия – игра «Свободный микрофон»
Подведение итогов урока: выставление оценок, комментарии, выводы.

Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос «Какую роль в жизни современного общества играет мораль?».

Приглашаем учителей к сотрудничеству. Желаем успехов и творческих находок!

 
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел общественных дисциплин