Республика находится на пороге нового учебного года. Волнение и предвкушение – обычные спутники сентября. Учителя общественных дисциплин готовят планы, продумывают проекты будущих уроков. Программа курса «Уроки гражданственности Донбасса» была обновлена. Добавлены: вводные уроки, в рамках которых желательно определить с обучающимися цели и задачи курса, выбрать тему социально-ориентированного проекта, объединить обучающихся в рабочие группы, составить предварительный план реализации проекта. В конце учебного года в программе отводится три часа на защиту проекта.
Тема: Введение.
Цели и задачи: познакомить учащихся с задачами и структурой курса «Уроки гражданственности Донбасса» в новом учебном году; подготовить платформу для выполнения проекта.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о ключевых темах курса; совершенствовать умение вести дискуссию и эвристическую беседу, работать в группе.
Формируемые универсальные учебные действия:
- предметные – выявлять характерные черты предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса;
- метапредметные – 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; 3) познавательные: давать определения понятиям (родина, любовь к родине, семья); анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 4) личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения курса УГД.
Оборудование: схемы к уроку, мультимедийная презентация.
Тип уроков: изучение нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивационно-целевой этап.
Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.
Любовь к родине начинается с семьи.
Фрэнсис Бэкон
Вопросы к классу:
- Как вы понимаете высказывание философа? (Ответы учеников.)
- Что такое Родина лично для каждого из вас?
- Объясните, что означает «любить Родину»?
- Как связаны Родина и семья?
Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на наших уроках.
ІІІ. Основной этап
1) В течение учебного года мы будет реализовывать проект. Какая тема кажется вам наиболее интересной и полезной (учитель предлагает на выбор несколько тем или без выбора озвучивает единую тему, с которой класс будет работать).
2) Объединитесь в группы исходя из выбора темы проекты и выполните задания:
- исходя из темы проекта определите содержание, основные вопросы: (ключевой, тематические, содержательные);
- распределите роли в группе;
- составьте базовый план выполнения проекта;
- представьте предварительную наработку классу.
(Если выбирается сложный социально-ориентированный проект, который будет реализовываться с привлечением родителей, общественных деятелей, тогда обсуждение также проводится по группам, а затем весь класс обговаривает наработки, например, можно использовать прием «Два – четыре – все вместе»).
- Итоги урока: окончательные выводы, озвучивание темы (тем) и основных вопросов проекта (проектов), определение работ на первом этапе, ответственных за выполнение первого этапа.
- Рефлексия – игра «Свободный микрофон»
Подведение итогов урока: выставление оценок, комментарии, выводы.
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос «Какую роль в жизни современного общества играет мораль?».
Приглашаем учителей к сотрудничеству. Желаем успехов и творческих находок!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин