15 августа 2017 г.

Развитие навыков устной речи на старшем этапе обучения

Какие подходы к обучению говорению на иностранном языке целесообразно использовать в старших классах?

Обучение говорению включает в себя формирование и развитие диалогической и монологической компетенции обучающихся. Существуют разные подходы к обучению говорению, из которых можно выделить 2 основных:

первый метод – «сверху вниз» – развитие навыков устной речи на основе шаблона;

второй метод – «снизу-вверх» – развитие навыков устной речи без опоры на шаблон, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Данный метод часто используется на старшем этапе обучения, так как языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемым темам или проблемам у обучающихся достаточно высок. Для достижения наилучших результатов диалогической или монологической речи при использовании метода «снизу-вверх», учитель должен быть уверен, что, во-первых, обучающиеся имеют достаточный запас информации по заданной ситуации или теме; во-вторых, лексико-грамматический уровень языка достаточен для успешного «разыгрывания» заданной ситуации или обсуждения определенной темы; в-третьих, обучающиеся владеют необходимым запасом средств реализации разных речевых функций; в-четвертых, у обучающихся развиты речевые умения: способы связи речевых высказываний, дискурсивные приемы, композиция речи и т. д.

На первом этом этапе используются рецептивно-продуктивные условно-коммуникативные упражнения по обмену репликами. В средних учебных организациях участниками общения являются сами обучающиеся, а учитель лишь дает им определенные коммуникативные задачи, где очерчивается коммуникативная ситуация и указываются роли, которые должны выполнять обучающиеся. Вторым этапом формирования навыков и умений диалогической речи обучающимися является овладение микро-диалогами. На этом этапе используются рецептивно-продуктивные коммуникативные упражнения низшего уровня. Обычно на данном этапе участниками общения являются сами обучающиеся, которые выступают в определенных ролях или от своего собственного имени. На третьем этапе обучающиеся должны научиться вести диалоги разных функциональных типов, на основе созданной учителем (описанной в учебнике) коммуникативной ситуации. Упражнения, выполняющиеся на четвертом (заключительном) этапе, относятся к рецептивно-продуктивным коммуникативным упражнениям высшего уровня (не допускающим использования специально созданных вербальных опор). Как и в ситуации с формированием и развитием навыков ведения диалога, при обучении монологической речи на старшем этапе чаще всего используется путь «снизу-вверх», который предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения к законченному монологу.

Кафедра общественно – гуманитарных дисциплин и методики их преподавания

Отдел иностранных языков