22 сентября 2017 г.

Что такое проблемное обучение

Хуторской А.В. в своей монографии «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» отмечает, что основная идея проблемного обучения – построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например, недостаточные условия для получения ответа.
Организация проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.

Проблемный вопрос в отличие от обычного не предполагает простого вспоминания или воспроизведения знаний. Например, вопрос «Какая буква следует в алфавите за буквой и?» имеет воспроизводящий характер, а вопросы «Почему а – первая буква алфавита?» или «Каково происхождение алфавита?» – проблемные (при условии, что учитель заранее не сообщал ученикам готовых ответов на данные вопросы).
Проблемная задача – форма организации учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными, поиск которых предполагает от учащихся активной мыслительной деятельности: анализа фактов, выяснения причин происхождения объектов, их причинно-следственных связей и др. Решение проблемной задачи может иметь форму словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Проблемное задание предполагает поручение или указание учащимся по их самостоятельной поисково-познавательной деятельности, направленной на получение требуемого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента и т.п.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Различают следующие типы проблемных ситуаций:
  • учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, т.е. не имеют необходимых знаний;
  • учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями;
  • у учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью;
  • у учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний.
Из этого видно, что в проблемном обучении ученику выделяется достаточно узкий участок творчества: решение заданной задачи, как правило, учебного содержания. Однако и такая деятельность оказывается достаточной для освоения способов творчества.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин