8 сентября 2017 г.

Зачем нужно изучать математику в приложении MS Excel, когда есть специальные математические приложения?

05 сентября 2017 года на студии инновационных технологий «Современный урок математики с учетом требований новых Государственных образовательных стандартов» (код курсов 9.4., для учителей математики) был рассмотрен вопрос об основах использования информационных технологий в практической деятельности учителя. Особое внимание было уделено теме «Использование табличного процессора Excel в практической деятельности учителя математики».

Популярное приложение Microsort Excel, входящее в пакет Microsort Office, не только прекрасное средство создания таблиц, графического представления табличных данных и программирования, но и мощное средство вычислительной математики.
Более того, настройки «Поиск решения» и «Анализ данных» приложения Excel по своим функциональным возможностям превосходят аналоги специальных математических приложений Windows, в том числе MathCAD и Maple.
Библиотека встроенных функций Excel, хотя и ориентирована в большей мере на экономико-статистические расчеты, позволяет с успехом решать и многие другие математические задачи. Она содержит около 300 наименований, разбитых по категориям. Среди них есть все самые необходимые: финансовые, математические, статистические, логические, ссылки и массивы, инженерные.
На первом месте финансовые функции, так как изначально Excel создавался как инструмент для менеджеров.
Мощным средством оптимизации вычислений в Excel являются циклические ссылки – итерационные вычисления, только используются они крайне редко.
Excel, несмотря на отсутствие средств символьной математики, по праву можно поставить в один ряд со специальными математическими приложениями.
Слушатели с огромным интересом решали математические задачи в MS Excel 2010, ответили на вопрос «Зачем нужно изучать математику в приложении Excel, когда есть специальные математические приложения?». Были сделаны выводы, что решение математической задачи в Excel – не дань информационным математическим технологиям или моде, а способ получения результата за меньшее время, чем при обычном аналитическом решении. Следовательно, вытекает правило – результат должен быть получен минимумом нажатий на клавиши. В противном случае способ решения, если он не обусловлен определенными учебными целями, нерациональный, как «поездка из Твери в Москву через Рязань». На занятии материалы излагались последовательно, по принципу «от простого к сложному». Решения задач, в основном, пошаговые были. Они сопровождались теми рисунками, которые позволяли понять содержание.
Материалы занятия на студии инновационных технологий для учителей математики можно скачать на сайте отдела информационных технологий https://drive.google.com/drive/folders/0Bw2kLd8EcoUed0duclR6RXAzODA

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики
их преподавания
Отдел информационных технологий