Не таков ли девиз директора, руководителя любого уровня современной школы?
В современных условиях востребованы не просто квалифицированные руководители, а психологически подготовленные, мудрые в управлении профессионалы.
В целях осуществления методического сопровождения освоения руководителями школ психологического аспекта управления с 2016 года в методическом центре Управления образования администрации города Макеевки работает постоянно действующий семинар «Психология управления». Первое занятие этого учебного года посвящено теме «Управление как социальный феномен». Модератор занятия – Еремизина Л.А., методист МЦ.
Ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления». Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые можно назвать собственно управление (т.е. целенаправленное влияние на объект) и подчинение (т.е. восприимчивость и склонность к целенаправленному влиянию субъекта взаимодействия). Система управления, рассматриваемая как управляющая и управляемая подсистемы, характеризуется:
- функциями и целями деятельности;
- конкретным набором составных частей, находящихся в подчинении;
- режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения);
- правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
Рассмотрев этапы науки управления и подходы к их реализации, ознакомились с основными управленческими культурами, осуществив их сравнительный анализ. Потребности практики, развития психологической науки – основные источники возникновения психологии управления. В настоящее время она переживает интенсивное развитие, востребованы ее идеи и практические рекомендации. Психологическое сопровождения занятия прошло под руководством Бутаенко В.В., практического психолоаг МОУ СШ № 22 им. Маршала Сергеева.
Участники выполнили комплекс специальных упражнений, послуживших образцом будущих управленческих действий.
Подводя итоги занятия, руководители сделали выводы:
- Психологические аспекты деятельности:
- общие психологические особенности управленческого труда, его специфика в разных сферах деятельности;
- психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
- психологические аспекты принятия управленческих решений;
- индивидуальный стиль управления руководителя, проблемы его коррекции.
- Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
- проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
- проблемы управленческого общения;
- оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель-подчиненный»;
- информированность как фактор повышения эффективности управления.
- Психология управления – отрасль психологической науки, объединяющая достижения разных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления, и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
Выраженная практическая значимость содержания занятия отмечена его участниками.
Методический центр Управления образования администрации
г. Макеевки